Дима Шатров (dima_chatrov) wrote,
Дима Шатров
dima_chatrov

Categories:

Тест комплекта NiSi S5 для 150 мм фильтров

Коллеги, предлагаю вашему вниманию практический тест нового держателя S5 от компании NiSi, работающего со 150 мм пластинами. Этот набор предназначен прежде всего для сверх-широких объективов (Nikon 14-24/2.8) c выступающим оптическим элементом, несъемной блендой и отсутствием фронтальной резьбы. Для остальных объективов NiSi предлагает кольца-переходники различных диаметров, то есть этот комплект годится как единое решение практически для всех фокусных расстояний. Отличительной особенностью NiSi S5 является наличие "встроенного" кругового поляризатора (докупать его отдельно не нужно), а если принять во внимание, что производитель гарантирует нулевое виньетирование даже на 14 мм, то новинка обещает быть весьма интересной. Давайте разбираться, насколько производителю удалось объять необъятное. В качестве рабочего 150 мм фильтра будем использовать самый распространенный фильтр NiSi на три стопа с мягкой границей GND8. Поехали!




Комплект поставки NiSi S5

NiSi S5 упакован в многослойный чехол серого цвета с двумя отсеками: верхний на молнии с держателем и рамкой внутри, и фронтальный на "липучке", предназначенный для поляризатора. С тыловой части чехла пришита широкая лента на основе все той же "липучки", позволяющая повесить все это хозяйство на лямку рюкзака, например. Упаковано все качественно и стильно (сказывается опыт Старших Товарищей в лице Apple).

Открываем, достаем, изучаем. Комплект состоит из:
- зажима и насадки на объектив;
- рамки держателя для двух фильтровых пластин;
- поляризатора




А теперь давайте подумаем, зачем нам это счастье? :) Вообще, комплект NiSi S5 представляет собой держатель (в умной литературе именуемый "компендиум") для пластин шириной 150 мм. Кто-то скажет “да на фига нужны эти старческие артефакты? Все можно отснять брекетингом!” или “Да современный динамический диапазон сенсоров так велик, что все можно вместить в один кадр!”. Такие замечания справедливы только для ситуаций, когда в держателе используется градиентная пластина, выравнивающая кадр по яркостям. Но есть еще сплошные фильтры нейтральной плотности, позволяющие в яркий день сделать выдержку в одну-две минуты и “заморозить” облака или воду, “ночные” фильтры против паразитных засветок, отсекающие определенную часть спектра, и тому подобные плюшки специального назначения. Их цели различны, а выбор огромен.

Но вернемся к нашему комплекту. Как и все держатели, он должен обеспечивать следующие вещи:
- надежно фиксировать фильтры;
- не пропускать "паразитную" засветку;
- не сваливаться под ноги фотографу в самый неподходящий момент.



Установка и начало работы

В качестве рабочего объектива будем использовать Nikon 14-24/2.8. Начинаем с того, что надеваем насадку на объектив и “замуфтовываем” ее при помощи встроенного кольца.



В закрученном состоянии насадка выглядит вот так.



Чтобы кольцо во время работы не разболталось, конструкция еще и прижимается винтом фиксатора. В закрученном виде насадка сидит на объективе крепко и надежно, сдернуть ее я не смог. То есть во время работы не свалится.



Переходные кольца NiSi позволяют использовать оптику практически любых фокусных расстояний. В данном случае у меня в работе переходное кольцо на 77 мм, надетое на Nikon 24-70/2.8



Следующий шаг: надеваем рамку держателя для фильтров. В держатель можно вставлять стандартные 2-мм пластины шириной 150 мм, то есть мы не ограничены фильтрами производства NiSi, что не может не радовать. Рамка вращается на держателе, что позволяет смещать фильтры в горизонтальной плоскости.

Субъективное ощущение: фиксаторы рамки маленькие и весьма скромно выглядывают из корпуса, что при использовании двух стеклянных фильтров может быть недостаточным для удержания такого тяжелого “бутерброда”.



Вставляем 150 мм фильтр NiSi GND8 - градиентный фильтр с мягкой границей на три стопа. Фильтр заходит плотно и не выскальзывает даже после долгой и активной работы. При использовании одного фильтра всегда сажаем его в ближний к объективу слот. Вращение рамки по горизонтали и смещение пластины по вертикали дают две степени свободы в управлении фильтром. Удобно. Без нареканий



Конструкция в полностью собранном виде.



Поляризатор. Круговой, тяжелый, основательный. Представляет собой одно сплошное стекло, накручивается НА внешнюю насадку на объектив, то есть идет ДО фильтр-пластин. Изменение степени поляризации управляется двумя колесиками на корпусе насадки.



Держатель + поляризатор + пластина на три стопа. Вам тоже сразу захотелось рвануть на съемку? :)




Нюансы работы с нодальным слайдером

Если вы занимаетесь панорамированием и используете в работе нодальную планку, берите либо модель с подвижной площадкой, либо модель средней длины. На снимке ниже два моих слайдера: китайский NNR-200 и RRS на 180 мм. Слайдер длиной 200 мм с неподвижной площадкой упирается в держатель и не совместим с NiSi S5.



Шкала длин слайдеров для масштаба.




Градиентная пластина NiSi GND8 Medium

Классическая работа с компендиумом предполагает использование градиентных фильтров, предназначенных для уравновешивания яркостей в кадре. Например, затемнения очень яркого неба по отношению к переднему плану. Фильтры характеризуются двумя факторами: степенью максимального затемнения (1-4 стопа) и жесткостью границы градиента. Помимо этого важно, чтобы фильтр не просто затемнял участок кадра, но и не портил кадр с точки зрения цветопередачи. Дешевые пластиковые фильтры часто добавляют в кадр паразитный тон, с которым очень трудно бороться при обработке.

За годы съемок я понял, что у меня наиболее часто используемый при съемке фильтр - это стекло на три стопа с мягкой границей градиента, позволяющей скрыть от наблюдателя факт применения фильтра. Потому в каталоге из всего спектра пластин я остановился на NiSi GND8 Medium.

Фильтр пришел в тройной защите: помимо плотного рыжего чехла из толстой кожи, фильтр комплектовался библией толстой книжкой описания работы (!) и примеров использования, и все это дополнительно было уложено в толстую фирменную коробку. Тот самый случай, когда упаковка весит в несколько раз больше товара :) Да, и еще: на кожаном чехле вшита маркировка фильтра, так что безымянным он точно не будет.

Фильтр выполнен из стекла (это не пластик!), а потому будьте особенно осторожны при работе с ним. Если уроните - разлетится на мелкие осколки, и станет дорого и больно. Моя ремарка про осторожность - не пустой звук. Ширина в 150 мм означает, что фильтр крайне сложно охватить за ребра одной рукой (если только мы не рассматриваем вариант залапать стекло жирными пальцами), и он может выскользнуть.



Все индивидуальные профессиональные фильтры NiSi комплектуются в такие вот рыжие кожаные чехлы. Но если фильтров много, как быть? В качестве дополнительного аксессуара можно заказать вот такую коробочку для хранения стекол. Внутри она жестко фиксирована пластиком, а вот эти узкие вставки помогают сформировать дополнительно “дно” для коротких (меньше 170 мм) фильтров.

Субъективное ощущение: фильтрам в коробке весьма комфортно, но если коробку потрясти, они там постукивают в пазах, словно семечки африканского растения. Это не страшно и вы ничего не разобьете, но если вы крадетесь на Тайную Съемку, а в рюкзаке у вас позвякивает, может получиться как-то не очень :)




Синтетическое тестирование: цветопередача поляризатора

Итак, у нас есть круговой поляризатор. Для синтетического тестирования будем использовать цветную комнату с разными источниками освещенности и мешаниной объектов. Мои дети выделили мне свой игровой подвал и любезно предоставили часть игрушек, чем я с радостью и воспользовался.



Надеваем поляризатор и выкручиваем его в такое положение, когда степень поляризации будет минимальной. Производитель не подвел: привнесенное поляризатором виньетирование отсутствует. Кадр стал ощутимо холоднее, а выдержка увеличилась на полтора стопа.



Выкручиваем поляризатор в такое положение, когда степень поляризации будет максимальной. Ушли отсветы и блики со стен, а цвет стал чуть плотнее. Виньетирования по-прежнему нет. Кадр стал чуть теплее, а выдержка увеличилась на два стопа по сравнению с начальным кадром.



Во время дальнейшей пост-обработки при усреднении температур можно сказать следующее:

- кадр без фильтров - Temp=4250К, Tint = 3
- минимальная поляризация - Temp=4950К, Tint = -8
- максимальная поляризация Temp=4850К, Tint = -8

Выводы по цветопередаче: В целом, достаточно приятное стекло с хорошими оптическими и цветовыми характеристиками. Как и положено поляризатору, этот экземпляр "замедляет" картинку и крадет освещенность в кадре: в минимальной степени поляризации на 1.5 стопа, в максимальном положении на 2 стопа. При использовании понижает в кадре температуру от номинальной на 600-700К с небольшим уходом в зелень, что соответствует “стандартному” поляризатору без дополнительных эффектов.


Синтетическое тестирование: детализация поляризатора

Теперь давайте посмотрим, грозит ли нам деградация резкости при использовании поляризатора:

Вырезаем из первого кадра трактор 100% кроп-участок и сравним его с остальными тракторами, где использовался поляризатор :)



Кроп-участок при минимальной степени поляризации.



Кроп-участок при максимальной степени поляризации.



Выводы по резкости: При сравнении 100% участков артефактов по резкости не выявлено. Картинка детальная на всем диапазоне яркостей.


Практическое тестирование: NiSi GND8 Medium

В условиях практической работы система зарекомендовала себя крайне положительно. Правда, мне все время не дает покоя видимая хрупкость крепления держателя к насадке. Вот они вместе в одном кадре. Хочется все время как-то дополнительно подстраховаться и закрепить держатель, но это издержки “горного” воспитания - как шрам на память: в полевых условиях все либо замуфтовывается, либо садится на карабин, либо привязывается.



Градиентная пластина дала на удивление чистый тон БЕЗ малейших примесей. В этом кадре небо перекрыто по линии горизонта фильтром NiSi GND8 Medium. Чистые пастельные тона, минимум обработки. Поляризатор не использовался. Характеристики кадра: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 64, f/13, 2.5 сек)




Практическое тестирование: поляризатор NiSi CPL + NiSi GND8 Medium

Давайте рассмотрим вот такой рассветный пример с неподвижной водой. Источник света - дорассветное солнце по правую руку наблюдателя. Как и положено поляризатору, максимальную степень поляризации он выдает под прямым углом к источнику, что выражается в таком вот темном пятне (зона А). Обычно оно появляется в небе и, в случае широкоугольника или панорамной съемки, лучше либо снять поляризатор, либо использовать его в тех ситуациях, где пятно скрывается за облаками.

Зона B - это утренний конденсат, который сформировался на поляризаторе. Поскольку рамка с градиентным фильтром вплотную прилегает к объективу, для испарения или продува влаги не остается технологических отверстий. Это не проблема конкретного изделия, это особенность всех “бутербродов” из нескольких фильтров. Про этот нюанс нужно помнить и время от времени проверять фильтры на конденсат. Так что синтетическая тряпочка - наш главный друг! :)

Что же касается градиентной пластины GND8 Medium, она опять отработала безупречно.



Следующие две более щадящие ситуации, где след от пятна поляризатора скрыт в воде или в закатном небе.
Первый пример - это панорамная сборка из шести вертикальных кадров. Сборка сошлась идеально (использовался только ACR), без артефактов и границ наложения.
Характеристики элементов панорамы: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 64, f/13, 0.6 сек)



То же самое, но через десять минут.
Характеристики кадра: Nikon 14-24/2.8 (14 мм, ISO 400, f/13, 30 сек)




Выводы

Система NiSi S5 порадовала универсальностью и качеством исполнения. Вместе с “базовым” градиентным фильтром на три стопа NiSi S5 можно рассматривать как отличное профессиональное решение для тех фотографов (прежде всего природных), кому нужно использовать внешние 150мм фильтр-пластины для разной оптики, включая сверх-широкоугольную. Наличие в комплекте поляризатора трудно переоценить. К тому же, с оптической точки зрения и поляризатор, и “базовый” градиентный фильтр отработали картинку на “отлично”.

плюсы
- универсальный держатель 150мм пластин на различные объективы
- идеальный держатель на сверх-широкоугольного объектива Nikon 14-24/2.8
- доступность переходных колец NiSi для установки на разную оптику
- наличие поляризатора, устанавливаемого ДО фильтров
- удобное управление поляризатором (можно крутить фактически одним пальцем)
- надежное крепление держателя на объектив
- хорошая и надежная упаковка

минусы
- крепление рамки держателя выглядит ненадежным
- нодальные слайдеры могут упираться в держатель
- вес и размеры не для новичка


Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии Фотопланета
Tags: nisi, nisi s5, обзоры фото-техники, тестовый обзор, фотографическое, фототехника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments