?

Log in

No account? Create an account
mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Flag Next Entry
mnu

Беззеркалки vs. зеркальные камеры: "за" и "против"

В последнее время не меньше десяти человек спросило меня, не собираюсь ли я переходить на беззеркалку?.. Чтобы не повторять одно и то же, я решил написать статью по этой теме, которую и предлагаю вашему вниманию. Под катом много текста, готовьтесь :)

Итак, беззеркалки!


Предистория

Зеркалка. Родная, привычная. Признайтесь, кто из вас в детстве тоже мечтал о Зените? :) Я не просто мечтал, я копил! Но вместо Зенита мне купили ЛКА (Ломо-Компакт-Автомат), крохотный перестроечный кошмар Ленинградского опто-механического завода. А получи я тогда Зенит - как знать, может быть наигрался и забросил?.. Но я отвлекся!

Можно сказать, что последние десятилетия массовый рынок делили дальномерки и зеркалки, и наличие зеркала в полнокадровой камере воспринималось скорее как удобство. По нему через оптический видоискатель идет фокусировка, и до поры до времени всех все устраивало, несмотря на ряд недостатков такого решения:

1. Во время спуска затвора зеркало поднимается (давая возможность свету проникнуть в камеру), а затем шумно опускается, вызывая легкое сотрясение камеры. И если вы работаете со штатива на выдержках 1/5 - 2 секунды, этот удар может стать причиной смазанного (шевеленного) кадра. Собственно, проблема решается т.н. преподъемом зеркала - функцией, доступной во всех профессиональных зеркалках;
2. Наличие зеркального тракта подразумевает риск поломки этого самого тракта (хотя, такое случается редко);
3. Увеличенный за счет зеркала т.н. "рабочий отрезок" между пленкой / сенсором и объективом требует повышенного качества оптики;
4. Размеры и вес камеры увеличиваются за счет наличия этого самого зеркала.

Собственно, вся проблематика. Добавьте к этому сотни миллионов объективов, выпущенных за прошедшие десятилетия. Отточенные до идеальности механические наработки. Устоявшийся рынок, погрузившийся в условно сытую стагнацию.



Беззеркалки. Первая кровь

Что мы будем называть беззеркалкой? Камеру со сменной оптикой и без оптического видоискателя, вместо которого используется электронный аналог. Таких камер за последние годы произведено много. Первой была Panasonic G1 в стандарте 4:3, если не ошибаюсь, но на полнокадровое "зеркало" никто не покушался.

Нарушила статус кво компания Sony, которая произвела фурор (по-другому не скажешь), выпустив на рынок полнокадровую крошку Sony RX1 с несменным объективом Carl Zeiss 35/2.0, адекватным ISO 1600-3200 и стоимостью железнодорожного моста. Я много работал с ее инженерным образцом, мой детальный обзор по этой игрушке живет ЗДЕСЬ.

Камера действительно получилась отменной, и даже сейчас, спустя шесть лет с момента выпуска, она не потеряла актуальности. Фактически, это был пробный шар, прототип будущей камеры со сменной оптикой. Спустя два года Sony выпустила сразу две полнокадровые беззеркалки - более "навороченную" Sony A7R (36 Мп) и чуть более простую Sony A7 (24 Мп).

Инженеры Sony внимательно выслушали все замечания, что позволило обойти подводные камни и сразу сделать достойный продукт. Мой детальный обзор по первой версии Sony A7R живет ЗДЕСЬ.

Конкуренты заворчали, но корпоративная неповоротливость сыграла свою роль. Последующие несколько лет Sony сладостно топтала конкурентов, выпустив к своей первой "семерке" ревизии II и III, и только в 2018 году (практически одновременно) анонсами беззеркалок разродились Canon и Nikon. Ящик Пандоры окончательно раскрылся.



Разогрев рынка

Мы уже говорили о том, что фотографический рынок - животное сонное. Даже если не принимать во внимание тот факт, что современные телефоны отъели (а фактически убили) нишу малобюджетных мыльниц, все равно ситуация печальна: рынок перенасыщен предложениями, новые камеры существенно не отличаются от предыдущих, идет вяленькая эволюция. Гонка мегапикселей споткнулась о качество стекол, значения ISO 6400 так и остается пороговым для большинства камер, а динамический диапазон и без того был достаточно высоким, чтобы впечатлять неофитов.

Но ведь менеджер - он тоже человек, он кушать хочет. А уж о том, чего хочет менеджер высшего звена, можно вообще отдельную книгу написать! И вот, появляется новая ТЕМА для кормушки: беззеркалки. "Мы уберем осточертевшее зеркало и настанет счастье!". Подумайте, ведь это же голубая мечта производителя: заставить миллионы пользователей ерзать на пятой точке и мечтать о некой чудодейственной системе, причем для реализации этой мечты нужно продать (то есть отдать задешево) старую технику, поскольку она не совместима с новой. И начались завывания в интернете:

-- Зеркалкой снимать не модно!
-- Как? Ты все еще снимаешь зеркалкой?! Сейчас все снимают беззеркалками!
-- Что? Он купил Nikon D5 / Canon 1DX / PhaseOne? Расскажите ему, что уже есть беззеркалки!

Пелевинская система орально-анальных вау-факторов в действии... И вот появляется беззеркалка. На сегодня это больше настойчивые попытки маркетинга перестроить сложившийся рынок и вдохнуть в него жизнь, чем необходимость следовать фотографический эволюции. Почему? Давайте посмотрим вместе.



Пустыня реальности

Теперь серьезно. Мы говорим о полнокадровых камерах, которые пытаются вытеснить зеркальные аналоги. Ниже я постарался систематизировать информацию и показать плюсы и минусы нового подхода:

1. Уменьшение объема и веса за счет удаления зеркального тракта. Действительно, размеры и вес уменьшаются. Пример: камеры одного класса Nikon D850 (915 грамм) и Nikon Z7 (585 грамм) дают разницу в 330 грамм. Много. Это можно отнести как к плюсам, так и к минусам. Решайте сами, насколько это нужно именно вам. Субъективно для меня: малый вес и размеры камеры (которые производители подают как революцию) оборачиваются нарушением балансировки тушки на тяжелых объективах (24-70 и длиннее). В итоге технику менее удобно держать в руках, поскольку камера перевешивает в сторону объектива. При работе с A7R мне все время хотелось поставить батарейную ручку, чтобы утяжелить тушку.

2. Сокращение рабочего отрезка. Переход на новый байонет дает производителю возможность изготовить более качественные стекла и получить объективы светосилой 0.95, например (что уже стоит в планах у той же Nikon для 58 мм). Несомненный плюс, но повышение качества влечет за собой увеличение стоимости оптики.

3. Скорострельность и бесшумность. Вот это несомненный плюс! Никто больше на "жахает" башкой о бетон зеркалом при спуске затвора. Но, справедливости ради, это сейчас умеют не только беззеркалки. То же самое делает та же Nikon D850 при съемке через поворотный экран в LiveView (вот мой пост с примерами фотографий 2018 года).

4. Размеры беззеркальной оптики. Сейчас произведено не так много стекол, но кое-что сказать уже можно. В реальности, размеры аналогичной по параметрам оптики у беззеркалок сопоставимы, а иногда и больше зеркальных аналогов. (Nikon 50/1.8: 415 гр vs 185 гр). То есть связка камера-линза легче не стала.

5. Стоимость беззеркальной оптики. Я сознательно не делаю акцент на высокой стоимости новинок: беззеркальные объективы пока что дороже зеркальных, но производителю нужно банально отбить существенные финансовые вложения в R&D (исследования и разработку) и накормить детей менеджеров. Пример по ценам BH Photo Video: Nikon 50/1.8G стоит 217$, а вот Nikon 50/1.8 Z обойдется уже в 597$.

6. Малая жизнь батарей. Это объективная сложность. Даже в спецификациях беззеркалок производитель указывает в 3-4 раза меньшее количество кадров на заряд, а в реальной работе оно и того меньше. Причин две - "жручий" сенсорный экран и меньший размер (а следовательно и емкость) аккумулятора. А теперь представьте, что вы снимаете на длинной выдержке плывущие на рассвете облака на байкальских -25 с ветром, например, и беззеркалка тупо отрубается в процессе съемки. Вы меняете аккумулятор и начинаете все заново. И где гарантия, что батарея опять не отключится во время экспонирования? Просто я был свидетелем такой сцены в прошлом году. За одно утро мой коллега сменил три аккумулятора для Sony A7R III, при этом моя Nikon D850 "съела" 2/3 заряда одной батареи. То есть на съемочную сессию нужно брать запас аккумуляторов. И где тогда выигрыш в весе?

7. Фокусировка в новолуние. Современная оптика беззеркалок не имеет виньерной шкалы, которая позволяет фокусироваться вручную. Это означает, например, что во время ночной съемки в новолуние невозможно сфокусироваться на бесконечность. Как выставить электронный объектив в абсолютной темноте?! Видоискателю просто не хватит света для этой процедуры, а механической возможности у вас больше нет. То есть остается только брать "старую" оптику и подключать ее через переходник.

Заметьте, я еще ни слова не сказал про цветопередачу, динамический диапазон и прочие милые нюансы, ради которых мы, надеюсь, всю эту техно-радость и покупаем. С качеством картинки все в порядке. У беззеркалок оно в целом то же, что у зеркальных собратьев. Правда, на dpreview.com недавно ругали Canon EOS R за "порезанный" сенсор, но объективных тестов никто не приводил.



Счастье есть!..

Поймите меня правильно, я за эволюцию обеими руками. Чем больше будет новых моделей и технологических направлений, тем лучше для всех нас. Но не ждите от новомодной техники чудес. Что означает переход с вашей зеркальной камеры на новую, беззеркальную?

- продажа за бесценок вашего существующего техно-парка;
- высокая стоимость раскрученной новинки;
- малый парк объективов (производителю еще предстоит оптику рассчитать и выпустить);
- все те нюансы, которые мы обсудили выше.

Мы живем в интересное время! Существующая фототехника УЖЕ находится на пике развития и позволяет сделать так много, что не нужно ждать чудес с неба. Чудеса уже здесь! Достаточно просто оторвать филей от дивана и отправиться снимать тем, что у вас есть. Кто не согласен, возьмите камеру 2006-2008 года выпуска или откройте RAW-файлы того времени и покрутите их в графическом редакторе. По возможностям ощущение такое, словно руки связаны, и непонятно даже, как мы вообще работали такой техникой и что-то обрабатывали!

График экспедиций и мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии "Фотопланета"



detukov January 23rd, 4:57

Зеркальные тушки б/у, вроде, дешевеют (возможно, просто из-за выхода новых), а вот оптика что-то не особо..


dima_chatrov January 23rd, 13:41
Тушки всегда быстрее дешевеют, их просто вытесняют новые. А с оптикой процесс более медленный, да.

rollson January 23rd, 6:22
да тут как бы и двух мнений не может быть - зеркалки за несколько лет окончательно вымрут.

new_maverick January 23rd, 12:35
)))

stavklem January 23rd, 6:38
отсутствие бэк-фронт-мисфокуса, экспозиция на экране/вьюфайндере, матричный стаб, фокус по глазам, бесшумная съемка,в церкви, например, офигенное видео с нормальным автофокусом.

непонятен смысл зеркалок вообще

зы. батарея на соньке 7-3 живет около тысячи кадров. на никане 750 1300

Edited at 2019-01-23 06:42 am (UTC)

dima_chatrov January 23rd, 13:54
Так я же специально привел пример, когда и зеркалки это умеют. Даже отдельный пост сделал с примерами: Nikon D850 с поворотным экраном и "все вот это" (с) Ссылка в статье.
Да не живет батарея у Соньки тысячу кадров. Увы :( Даже по паспорту (CIPA) указано 610, и это в идеальных условиях. Про прошлогоднюю съемку на Байкале, когда за утро пришлось сменить три батареи, я уже говорил.

unlimmobile January 23rd, 6:42
нередко делаю панорамные гигапиксельные фото вот такого типа:



вот так движется камера при съёмке:



Это, как видно - 28 снимков, разумеется такое редкость, но 3-5 это обычное дело, так вот беззеркалка, ввиду её особенностей прицельного типа, и "пристрела" для таких "штучек" практически непригодна.

ivs1958 January 23rd, 7:14
Или задача "снять вынырнувшую белуху" :)

alkulon January 23rd, 7:23
Нормально накинул, ща разлетится :)

В то же время, полно рассказов, как некие персонажи страдали с зеркалками, что жизнь их была невыносима и какое счастье их постигло с отказом от зеркала ))
А ещё раньше, несколько лет назад, ходила молва, что если ты хочешь нормальных фоточек, то тебе непременно нужна зеркалка, ибо только в ней сила и т.п. )

dima_chatrov January 23rd, 14:07
Это мода и маркетинг, это нормально :) Я всего лишь пытаюсь трезво смотреть на предмет...

Вот тут я не поняла:

ep_malvina January 23rd, 8:12
вы снимаете на длинной выдержке плывущие на рассвете облака на байкальских -25 с ветром, например, и беззеркалка тупо отрубается в процессе съемки. Вы меняете аккумулятор и начинаете все заново.

То есть баргузин послушно отдувает облака назад, дабы позволить начать заново?

Интересно также, кто заказал байкальские облака на рассвете (о! на рассвете же! не только облака нужно отдуть обратно, но и солнцу не только приказать остановиться, но и вспять повернуть) и сколько за это заплатит фотографу — повелителю ветров и Иисусу Навину.

Читать вас, как всегда, очень интересно.
А лох не мамонт, ога.
:)))

eugenegordin January 23rd, 8:15
Сони не только была первой в беззеркальных ФФ камерах, но и давно прекратила выпуск зеркалок (последней ФФ была А850).
Камеры Сони, выглядящие как DSLR на самом деле SLT и не имеют оптического видоискателя и "прыгающего" зеркала.
Де-факто это беззеркалки с улучшеным автофокусом и "старым" байонетом А...

dima_chatrov January 23rd, 14:14
Так они потерпели фиаско с SLT-моделями, что бы адепты не говорили. Вплоть до 77 модели это был "Адь, Израиль и Цусима", а дальше уже стало поздно. И потому успешный переход на RX1+ был не только своевременным, но и вынужденным. Рискнули и выиграли. Молодцы!

sunsinta January 23rd, 8:20
Статья устарела.
Самое заметное, что сразу видно - автор забыл, что последние беззеркалки Сони имеют батарейку, которая позволяет сделать больше кадров, чем зеркалка.
Аналогично про фокусировку в новолуние и другое.

Nikon D850 снимает без звука только в LiveView.
Как она снимает при этом всякий свет и концертный и прочее... не очень.

dima_chatrov January 23rd, 14:23
Не устарела. Не забыл. И не позволяет делать больше кадров :)
Даже по паспорту Sony A7R III обещает в два раза меньше кадров чем D850, а по факту - меньше в разы. Таблица с кадрами (CIPA) внизу страницы: https://www.dpreview.com/reviews/nikon-z6/2
Мой прошлогодний опыт с Sony A7R III на рассветном зимнем Байкале - три батареи на перезарядку за утро против одной у D850. Аккумуляторы у Sony просто в несколько раз меньше по размеру, как бы там не плясали маркетологи :(
Я понимаю, что не всегда такое нужно. Но если нужно? Если не в студии при +20 работать?

И если можно, пруф про фокусировку в новолуние. Ссылку на реальный опыт и примеры использования.

podakuni January 23rd, 8:27
Специально записал про это вот всё: https://liveclasses.ru/course/photo/10_reasons_to_switch_to_a_mirrorless_camera/ (абсолютно бесплатно). =: ) Если кратко, то у тебя в тексте слишком много неточностей и натяжек (например, про объективы, я в своём классе наглядно показываю разницу между объективам для зеркалок и беззеркалок).

eevan January 23rd, 9:27
Можете ответить на один вопрос ниже? Касательно предвозбуждённой матрицы.
https://dima-chatrov.livejournal.com/602328.html?thread=20393944#t20393944

ale January 23rd, 8:29
Спасибо! Буду ссылку давать на вас, когда очередной раз кто-нибудь мне предложит купить беззеркалку.
Про короткий заряд батареи не слышал раньше. Если оно действительно всё так, что они разряжается в 3-4 раза быстрее зеркалок - то тут даже как-то обсуждать все их достоинства неудобно. Это ж натуральный ад для фотографа, когда во время приходится постоянно думать "а хватит ли заряда".

tygyndarhan January 23rd, 9:04
Каждому овощу - свой фрукт. В смысле инструмент должен подходить под задачу.

Скажем, для съемок стрита ничего более лучшего системы с М-байонетом (да-да, без автофокуса и, о ужас, зума) не существует. Опять же, объективов класснючих навалом. С зеркалкой стрит-фотографы существуют тоже, но банально неудобно же по улицам с огромным гробом на шее бегать...

А пыйзажи всякия снимать, или там моделек в студии, или натюрморды всевозможные - тут да, зеркало поудобнее, если в видоискателе 100% картинки, конешно, а не как в дешевых зеркалках. Но и беззеркалкой наверное тоже можно, не пробовал.

dima_chatrov January 23rd, 14:25
Собственно, вы первой фразой четко выразили мысль моей статьи :)

eevan January 23rd, 9:24
Есть мнение, что беззеркалке, перед тем как сделать кадр, необходимо погасить возбуждённую матрицу, дабы избавиться от шумов. В то же время, у зеркалки матрица не активна и спуск происходит быстрее.
К слову сказать, съёмка из режима LiveView происходит медленнее, чем через видоискатель.
Ну и температура постоянно работающей матрицы влияет на шумность.

Собственно, я не поспорить пришёл, а узнать мнение людей в теме.

podakuni January 23rd, 9:39
Ну, не могу сказать, что я где-то ещё слышал терминологию "возбуждённая матрица", но в принципе всё верно.

В беззеркалке матрица работает всё время. Когда вы строите кадр она работает, грубо говоря, как видеокамера — снимаемый сигнал (не максимального качества, потому что тут не нужно много) передаётся на экран или в электронный видоискатель и вы можете видеть то, что сейчас будете снимать. В момент, когда вы нажимаете на кнопку спуска, у беззеркалки закрывается затвор (остальное время он открыт, разумеется, чтобы матрица могла показывать картинку), матрица обнуляется (сбрасывается), а затем включается уже в режиме записи изображения (с более высоким качеством). Далее — открывается затвор, матрица фиксирует изображение, затвор закрывается, информация с матрицы считывается и затвор снова открывается, матрица включается в "режиме видеокамеры". Сильно упрощённо, но вот так.

В случае с зеркалкой, всё чуть иначе. Затвор всё время закрыт, матрица выключена. Когда вы нажимаете на кнопку спуска, то камера производит замер экспозиции, замер данных для баланса белого (эти вещи беззеркаклка делает по сигналу с матрицы непрерывно, а у зеркалок за это отвечают дополнительные датчики), наводится на резкость, включается матрицу, поднимает зеркало, открывает затвор, сигнал накапливается на матрице, закрывается затвор, считывается картинка, опускается зеркало.

То есть, по факту, в беззеркалке матрица работает больше. Производители об этом знают, поэтому принимают ряд мер, чтобы не было перегрева (на некоторых беззеркалках, например, ставят пассивные радиаторы для рассеивания тепла работающей матрицы) и поэтому видеографы сейчас для съёмки видео предпочитают именно беззеркалки (у зеркалок нет охлаждения и они страдают от перегрева на длинных выдержках и при интенсивной работе сильнее, как это ни странно).

xalkin January 23rd, 9:39
Я, честно говоря, никогда не понимал этого фапа на зеркало. Да, при пленочной технике альтернативы не было. Да, 20-30 лет назад производительности на нормальный видоискатель-экран не хватало. Но уже лет, наверное, с 15 как совершенно непонятно зачем ставить в камеры зеркала. Т.е. было почему не делать точно такие же камеры, но без зеркала? Минус тракт, минус механика, минус пентапризма, упрощение и удешевление. Но нет, почему-то так не делали, а слово "зеркалка" по сути было синонимом к "сменный объектив": зеркалки брали в основном не ради зеркала, а ради того чтобы можно было устанавливать произвольную оптику, а зеркалом пользовались… да никогда не пользовались, нафик оно надо, когда экранчик удобней. Ну разве что на ярком солнце там, или на диком морозе, в специфических условиях. И, судя по этому посту, и сейчас как-то странно изготовители подошли к вопросу. Вот зачем было аккумулятор уменьшать? Его ведь, наоборот, можно было увеличить, тем самым и баланс веса чуть выправился бы, и жила бы камера долго, сплошной win-win (а где важен вес — ну так тогда о полном кадре, да с тяжелой оптикой даже вспоминать не нужно).

Логика тут неуместна. Ну или я чего-то недопонимаю.

Edited at 2019-01-23 09:40 am (UTC)

podakuni January 23rd, 9:54
Проблема ранних беззеркалок была в том, что они просто тупо не успевали делать все нужные вычисления, процессоры были слабые. Ведь беззеркалке нужно и картинку показывать, и баланс белого вычислять, и экспозицию, и фокус наводить, и ещё и при этом фотографировать. =: ) Поэтому очевидно было что зеркало не нужно, но дать нужный комфорт и плавность работы пользователю ранние беззеркалки не могли. А сейчас могут, воти зеркало всё, того-сь окончательно. Осталось только подогревать олдфагов, чтобы они продолжали кричать "с зеркалом лучше", чтобы отбить бабло, потраченное на заводы, построенные для производства зеркалок. =: ) Тем более, что косность и инерция мышления тут будет отлично помогать — людям всегда было сложно переходить на новое и непривычное.

Аккумулятор никто не уменьшал, просто в беззеркалках используются те же аккумуляторы, что и в зеркалках (это вопрос экономической целесообразности, по себестоимости аккумуляторы сейчас чуть ли не самые дорогие компоненты в современной электронике), но расход электроэнергии без зеркала больше. Сделать больше батарею можно, но это резко увеличит цену и далеко не всем это нужно. Примерно так.

(Deleted comment)
pavel_herc January 23rd, 18:40
да чем же зеркалка настолько хуже беззеркалки, если судить по вашим сравнениям? вижу только два значимых отличия - вес и размер.

(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
popados January 23rd, 10:28
Хорошая попытка натянуть устаревшую сову на новый глобус, с очень жизненными примерами из практики двух с половиной хардовых проффотографов. Но если вернуться обратно в наш прекрасный мир, то для 99% фотолюбителей преимущества компактных беззеркалок очевидны, как в свое время двд перед видеокассетами. У меня, к примеру, есть обе системы, и что я беру, по вашему, в путешествия или в город? Правильно, на 50% случаев - смартфон)) На остальные 50 - беззеркалку, причем чаще
-более компактный и легкий OMD, чем более тяжелый и навороченный PenF. А зеркалку Никон? Ага, раз в год, когда нужно успокоить заказчика "солидной" фототехникой)))

dima_chatrov January 23rd, 14:30
Так для большинства людей и iPhone хватает: он прекрасно заменяет камеру начального уровня (не зря эта ниша ласты склеила). У меня речь идет о том, что каждому инструменту - свое использование, и есть области, где беззеркалки нервно курят. В этой связи, кстати, на фиг не нужен переход на полный кадр - Фуджики, Олимпусы и Весь Прекрасный Мир 4:3 живут в народе давно и успешно - и никакого стеба с моей стороны :)