mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Next Entry
mnu

Adobe Lightroom CC: сшиваем панораму

Этим постом мастер Гамбс я начинаю серию материалов по работе в Adobe Lightroom. Сегодня мы поговорим о панорамной сборке. Последние версии Adobe Lightroom (6.х, СС) в числе прочих новшеств получили возможность сшивать панорамы на основе RAW-файлов, выдавая результат в том же RAW-формате (DNG 14 бит). Предлагаю разобраться в нюансах этого нововведения: плюсы, минусы, подводные камни. Насколько корректно работает сборка и т.д.




1. В качестве примера я выбрал девять вертикальных снимков, сделанных во время моей последней фото-экспедиции в Намибии. Точка съемки - вершина дюны #45 в Соссуфлее. Использовалась камера Nikon D4 и объектив Nikon 16-35/4. Кадры сняты с перехлестом в одну треть. Съемка велась со штатива.



Сразу хочу сказать, что весь функционал панорамной сшивки реализован на основе движка ACR (Adobe Camera RAW, текущая версия 9.2), дающего одинаковый результат в любом адобовском продукте, в котором эта функция применяется. Другими словами, результат сшивки в лайтруме (LR) и в фотошопе (PS) будут идентичны. Если кому-то покажется, что картинка в PS или LR сочнее, контрастнее или радостнее - просто проверьте профиль и калибровку монитора.

Разработчик обещает нам многорядную сборку, при этом порядок следования изображений задать нельзя. Это минус. Предполагается, что вы накидаете в кучу изображения, а алгоритм сшивки сам выстроит их в нужной последовательности. Это работает только в идеальном мире, нарисованном маркетологами Adobe. В реальности такие сборки сшиваются через жопу криво.

Несколько нюансов по сшивке:

- алгоритму без разницы, обрабатываете вы каждый кадр (далее элемент) или нет. На этапе сборки ACR не будет учитывать ваши корректировки, а применит их только к результирующей сборке;
- при сшивке будут учитываться прежде всего искажения оптики: если ACR найдет ваш объектив в собственном длинном списке, на этапе сборки будут применяться оптические профиля коррекции (Lens Corrections) и удаление хроматических аббераций (CA);
- точки сшивки система выставит сама, вычислив их из исходнго RAW-файла, вне зависимости от наших обработочных шагов.

Почему же нам важно пред-обрабатывать элементы? Да чтобы понять, что мы вообще сшиваем :)

Уточнение для любителей поискать ангелов на острие иглы: обработка в шагах 2-8 показана в качестве примера.

2. Рассмотрим индивидуальный кадр. Параметры съемки: 35 мм, ISO 100, f/14, 1/10, градиентная пластина Singh-Ray на три стопа с мягкой границей, поворотная голова RRS-55. Из-за малого динамическего диапазона кадр кажется плоским; поработаем движками основной секции (Basic).



3. Поднимаем средние тона (Exposure), уводим точку черного влево (Blacks), точку белого вправо (Whites), тоново компенсируем высветление белого и поднимаем в светах фактуру, уводя высокие света в минус (Highlights).



4. “Оживляем” градиентом передний план (ПП): поднимаем контраст в средних тонах (Clarity) и разносим точки черного и белого (функционал LR СС, раньше работали контрастом).



5. “Проявляем” небо (притемняем средний тон и поднимаем глобальный и микро- контрасты по линию коризонта)



6. То же самое, но с пониженным микро-контрастом, чтобы вернуть мягкость в ПВУ (правый верхний угол)



7. Поднимаем контраст (S-образная кривая, сдвинута примерно в 1/8 тона) и высветляем песок, поднимая в нем светлоту (в желтом и оранжевом). Понижение насящения в желтом почти не скажется на этом кадре, на в восьмом и девятом элементах сборки подчеркнет ахроматичность глины.



8. Давим цветовой шум (с большим размером цветового пятна Smoothness) и немного световой с сохранением деталей (Detail). Используем корректировку оптических профилей.



9. Первый элемент в линейке существенно отличается от остальных. Да, можно выделить все и нажать CMD+SHIFT+S, за пару секунд синхронизировав все кадры сборки. Но на результате это не скажется. Выделяем все элементы CMD+A и нажимаем CMD+M, что запускает “сшиватель”.



10. После генерации превьюшки, на экране появится примерно следующее. Превью доступен в 1024 px (для Non-Retina дисплеев) или 2048 px (для Retina дисплеев). Галочка “Auto Select Projection” выберет форму сшивки, исходя из предпочтений ACR. В данном примере это сферическая сшивка.



11. ... а это цилиндрическая. Разница несущественна.



12. Сшивка “в перспективу” интересна, если вы потом планируете выправить искажения в фотошопе. Галочка “Auto Crop” покажет вариант сборки с обрезанными областями, но на самой сборке этот никак не отразится: поскольку обработка в LR недеструктивна, кадрирование (R) в результирующем варианте можно всегда отменить. На этом варианте сшивки и остановимся. Сшиваю.



Важные условия для работы сшивателя:

- вы должны обеспечить лайтруму доступ к оригиналам, умные превьюшки (Smart Previews) в качестве элементов сборки не годятся;
- собранные панорамы ограничены 65,000 px по длинной стороне или размерностью в 512 Мп;
- LR автоматически добавляет префикc “-pano” к каждой сборке, таким образом панораму всегда можно отследить и поместить в коллекцию;
- все панорамы пишутся в ту же папку, где хранятся исходные элементы для сшивки;
- если вы хотите сделать HDR-панораму, следует собирать каждый панорамный элемент в лайтруме в HDR (функционал 6.х, СС), затем формироать из них панораму.

13. К результирующему файлу применились почти все те шаги, что и к элементу сборки (шаги 2-8). Здесь важно понимать следующее: применяются только глобальные шаги, не локальные. НЕ применяется удаление артефактов (Q), например. Так что грязь на сенсоре на этапе пред-обработки не убрать. НЕ применяются градиенты, наложенные на элементы сборки. Это же касается протирки кистью (К) и круговых градиентов (SHIFT+M). Все это придется добавлять вручную.



14. Мы получаем 14 битный DNG-файл. Отсюда его можно обрабатывать дальше как обычный RAW-файл, можно открыть в фотошопе или экспортировать в JPG. Градиенты можно применить, просто синхронизировав сборку с первым элементом (через CMD+SHIFT+S) по градиентам.



15. Если бы мы не пред-обработали первый элемент (шаги 2-8), сшивка в превью выглядела бы вот так:



16. Сшивка всегда получает пред-обработочные (не локальные) шаги с первого элемента. Иными словами, если мы обработаем второй элемент сшивки с другими параметрами, результирующий кадр все равно получит только шаги первого элемента.



17. Открываю файл (CMD+E) в фотошопе и выравниваю ПП через Edit/Transform/Warp. Возвращаю файл в LR.



18. Чуть корректируем контраст, черную и белую точки в TIF-файле. Экспортирую в JPG (1500 px, 80%, sRGB, Standart Sharp).



18. Результат экспорта.



Если присмотреться к центральному участку ПП, видно, что там присутствуют две небольшие световые неровности примерно на треть стопа. Это артефакты сшивки, вызванные виньетированием объектива 16-35, не пойманные системой. Чтобы избежать этого, имеет смысл снимать с перехлестом не в одну треть, а в половину кадра. Ну или использовать для сшивки специализированный софт, например PTGui.



promo dima_chatrov january 1, 2005 00:00 14
Buy for 1 000 tokens
Остались последние места на конец 2017 года: Непал, Тоскана, Бирма. Начинаем набор на 2018 год! Желающие присоединиться, пишите мне в skype (dimachatrov) либо на dchatrov@gmail.com

  • 1
anchan_uk July 7th, 2015
Дима, большое спасибо! Я с этим разбиралась последние несколько дней. Выяснила все, кроме милого нюанса про корректировку именно первого элемента. Попробовала было проявить какой-то из середины и решила, что сшивка, увы, идет до проявки. Спасибо!

К сожалению, если настоить градиенты на первом элементе панорамы и сделать копи-пейст локальных настроек в свежесобранную панораму, градиенты не вставляются. Жаалко.

Или я чего-то не то делаю?

dima_chatrov July 7th, 2015
Все должно работать. Выделяете оба снимка, синхронизируете Graduated Filters. Ну или копируете их. Наступает щасте :) Или баг :)

nevayou July 7th, 2015
Спасибо Дмитрий.

sciuro July 7th, 2015
На втором часу панорамостроения мой внутренний ковбой понял, что комп пора-таки менять... :)

dima_chatrov July 7th, 2015
Это нормально. Вы на размерность получившегося файла посмотрите :)

darkman41 July 7th, 2015
Дмитрий. Спасибо за урок.
Между 14 и 17 шагов - большая разница.
А какое колдовство было применено в ps ? этой магией не владею :)

dima_chatrov July 7th, 2015
В PS только корректировка геометрии. Просто там печать экрана, а последний кадр - прямой экспорт.

perstt July 7th, 2015
кроваво-красный в тенях песочной дюны выглядит не фонтан. даже непонятно зачем из равов собирать.. ведь чтобы получить такой грубый цвет и джипеги сойдут.

dima_chatrov July 7th, 2015
Откалибруйте монитор или собирайте дальше из джипегов - я никого не агитирую.

boris_6778 July 7th, 2015
Очень красиво , но как то очень сложно....Сколько времени занимает сшивка, если нет большого опыта владения LR ?

Спасибо за урок....

dima_chatrov July 7th, 2015
Ну, можно "просто сшить" за минуту, а обрабатывать в фотошопе, например. Но все равно ведь нужно где-то проявить RAW - начальный или сшивку - не важно.

europeoncar July 7th, 2015
Спасибо, полезно! Добавлю:
- для сортировки кадров вручную можно собрать в кадры в стек и в режиме library (G) перемещать их, как надо. Лайтрум туповат на эту тему
- перехлеста в треть может и не хватить в некоторых ситуациях, так что "не меньше трети". Иначе придется клеить несколько отдельных панорам и совмещать их в ФШ
- при съемке не забывать про диафрагму (set 8 and stay on it), потому что если объектив по краям мылит, то на панораме будут видны краницы склеек (по разнице в резкости с центра кадра и периферии)
Вот тут не уверен: когда снимаешь город с крыши, то лучше предварительно выправить геометрию кадров, чтобы получить при склейке более ровную панораму, иначе сильнее будет изгибаться. Не уверен, потому что не понимаю, влияют ли мои настройки исходников на результат в панораме.

dima_chatrov July 7th, 2015
Мыло - зло :) Поэтому лучше f/13-f/14, восьмерки маловато. ACR проигнорирует оптические корректировки (Lens Correction), выставленные вручную, и применит собственные, исходя из EXIF.

serj_ovchinnik July 7th, 2015
Хоть и посмотрел уже видео, но все-равно круто когда перед глазами есть печатный материал.

Дмитрий, а планируете сделать по другим нововведениям подобный пост? Хотя бы HDR)))

dima_chatrov July 7th, 2015
Готовлю, да.

mboyarskov July 7th, 2015
Только ПТгуи или Аутопано Про.

Как сильно насыщенность различается на 14 снимке и на финальном.

dima_chatrov July 7th, 2015
В вернувшемся в LR из PS TIF-файле чуть подкорректированы черная и белая точки, потому такое ощущение.
Добавил предпоследний промежуточный слайд в пост.

Edited at 2015-07-07 06:15 pm (UTC)

russos July 8th, 2015
Спасибо! надо будет попробовать, а то все ПТГУи :)

dima_chatrov July 8th, 2015
Для сложных сшивок по-прежнему только PTGui :)

heilnull July 8th, 2015
Как увидел эту функциональность, сразу побежал тестировать. На массиве из 20 где-то фотографий у меня выходит странный результат - панорамка долго шьется, потом на завершении неожиданно исчезает ползунок прогресса, а результат имеет размер 900 с небольшим пикселей. При этом на 5-6 фотографиях все хорошо.
Такое ощущение, что LR памяти не хватает. Дмитрий, у вас на жирных сборках сколько съедает?

dima_chatrov July 9th, 2015
Таких проблем ни разу не возникало. Но я не сшивал в LR в сборку больше 11 кадров.

antoniy September 26th, 2016
Ой, какая архиполезная статья. Спасибо, Вам, Дима огромное. В конце упоминается PTGui. Как раз недавно прикупил себе последнюю версию (не хотели апгрейдить бесплатно лицензию до 12 года :))) ) . Может я не разобрался еще, но насколько понял он работает с raw, но не умеет выдавать результат в raw, что расстроило? Это так? Или я ламер? Вы случайно подобных разборов по PTGui не проводили?

dima_chatrov September 26th, 2016
Насколько мне известно, PTGui не выдает результат в RAW, только в растровом TIF или PSD.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account