?

Log in

No account? Create an account
mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Flag Next Entry
mnu

Оружие природного фотографа

Сегодня мы поговорим про основное оружие природного фотографа. Сразу уточняю, что это не фотодрочерство (пардон), а инструментарий, без которого в природной фотографии кнопка "шЫдевр" зачастую невозможна.




Речь пойдет о градиентных фильтрах нейтральной плотности (Netral Density Filters) или просто ND-фильтрах. Эти фильтры притемняют светлые участки, уравновешивая картинку при дисбалансе яркостей в кадре, не ломая исходные цвета.



A - пример кадра без использования фильтра
B - пример кадра с иcпользованием фильтра

Дополнение для ревнителей истины: кадр показывает только принцип. Разница в яркостях создана искусственно на базе правильно проэкспонированного кадра, снятого с использованием ND-фильтра, и "собрана" на базе JPG 80% :)

Уже слышу вкрадчивый голос провокаторов: а почему не снять "как есть", а потом просто вытащить детали из теней? Что же, флаг в руки. Во время съемки детали и полутона утонут в тенях, а при обработке на двух "вытянутых" стопах даже самый лучший сенсор даст такой паразитный шум, что дальше уютного бложка карточка не пойдет. Если вам нужен результат, а не процесс, то вот вам два правила природного фотографа, к которым я и мои товарищи пришли после многих лет постоянной работы:

1. Каждой сцене - свое значение ISO.
2. Каждому кадру - лучшую съемочную освещенность.

Методику применения обсуждать сегодня мы не будем, но запомните основное правило: если вы видите, что в кадре применялся фильтр, значит он был использован не корректно!

Типы градиентных фильтров

1. Круговые. Представляет собой навинчивающийся на объектив круглый фильтр, разделенный на две половины - светлую и темную. Минусы: одна степень свободы, т.е. фильтр крутится только по горизонтали, не позволяя сместить линию горизонта в плоскости верх-низ. Отмирающий тип, рассматривать не будем. Если вам такой попадется - не берите. Разве что у вас в кадре линия горизонта проходит точно посередине :)

2. Пластиночные. Представляет собой тонкую пластину из стекла или пластика, на одну половину прозрачную, а на другую затемненную на 1, 2, 3 или даже 4 стопа. Граница области затемнения может быть мягкой или жесткой. При этом весь фильтр - как его светлая часть, так и затемненная, должен быть абсолютно нейтрален по цвету, чтобы не искажать цвета картинки.

Пример использования пластиночного ND-фильтра. Конструкция позволяет смещать линию горизонта в двух плоскостях.



Как это работает?

Пластина вставляется в держатель, закрепленный через переходное кольцо на объективе. Иногда у держателя несколько пазов, что позволяет комбинировать различные пластины. Минусы использования двух и более пластин - "замыленность" картинки. Кроме того, лишние пазы могут влезать в кадр, особенно при съемке широкоугольником. В дешевых китайских держателях умельцы иногда спиливают лишние пазы, чтобы не лезли в кадр.



A - пример самого простого держателя от фирмы Cokin (три паза)
B - пластина всегда вставляется в ближайший к линзе паз

Размеры пластин

Поскольку с размерами в интернете большая путаница, я привожу полную выкладку существующих на рынке размеров пластин. Важно понимать, что длина пластины может быть любой. Главное - это ее ширина, которой, собственно, и определяется тип держателя. Существует четыре основных размера:

1. Ширина 84 мм. Высота обычно 120 мм. Это так называемый "стандартный" размер. Самый бюджетный и распространенный. До надавнего времени основную массу держателей под него выпускала фирма Cokin (форм-фактор P-size). Но год или два тому назад они свернули производство и на рынок тут же накинулись китайские пираньи, завалив его дешевыми (и в буквальном и в переносном смысле) поделками. Держатели других фирм мне в руки не попадались, хотя и Lee, и Singh Ray производят стекла под 84 мм. Минусы: по углам кадра видны края держателя, особенно при съемке широкоугольником. Плюсы: стоят дешево, равно как и стекла к ним. Идеальное решение для новичка.

2. Ширина 100 мм. Высота обычно 150 мм. Так называемый "профессиональный" форм-фактор. У разных производителей системы под этот стандарт носят разные наименования: 4х6" (Singh-Ray), Z-Pro (Cokin), Lee Standard 100 мм… Плюсы: ширина пластины позволяет использовать системы на самых широких линзах. Держатели под 100 мм выше качеством и существенно приятнее / быстрее в работе. Минусы: высокая цена.

3. Ширина 130 мм. Высота обычно 170 мм. Более широкий формат, введенный в обиход компанией Cokin для тех, кому мало 100 мм. У Cokin эта система носит название Х-Pro. Размер имеет значение - никто не спорит - но этот формат особо не прижился. Других держателей на 130 мм я не видел. Стекла к нему выпускает как Cokin так и Singh-Ray. Плюсы: полное отсутствие углов держателя в кадре. Минусы: высокая цена.

4. Ширина 150 мм. Самый широкий тип пластины. Высота 150-225 мм. Из держателей я знаю только продукт фирмы Lee - нашумевший SW-150, прославившийся тем, что до сих пор является единственным держателем, изготовленным под циклопический Nikon 14-24/2.8. Однако, его стоимость вместе с пластинами такова, что в пару к Nikon 14-24 мне было проще купить Nikon 16-35/4.0 с нормальной, "человеческой" резьбой на 77 мм. Еще в интернете мелькает некий GR-150 неизвестного мне производителя, но о миражах - ни слова… Плюсы: гарантия охвата сцены без виньета на любой оптике, под какую найдете держатель. Минусы: безумная цена, узко специфическое применение.

Дополнение: Существуют еще пластины и держатели на 67 мм, но сфера их применения настолько узка, что можно не брать их в расчет.

Различные пластины ND-фильтров



А - 84х100 мм - "noname" фильтр китайского производства (P-Size)
B - 84x120 мм - фильтр фирмы Singh-Ray (P-Size)
C - 100x150 мм - фильтр фирмы Singh-Ray (Z-Pro или Lee Standard)

Основные характеристика пластин

У ND-стекол три основные характеристики:

1. Степень затемнения. 1, 2, 3 или даже 4 стопа. На мой взгляд, фильтры на один стоп использовать не имеет смысла. Четыре стопа - это тоже перебор, слишком узка область их применения. Я использую 2-3 стоповые пластины.
2. Тип границы затемнения. Мягкая или жесткая граница. Использую и те, и другие, в зависимости от требований съемочной сцены. При работе с ярко очерченной линией горизонта (закат на море, например) - жесткая граница. При работе с зазубренной / ломаной линией горизонта - фильтры с мягкой границей (ледники в горах, например).
3. Сплошной или обратный фильтр. 95% рынка составляют т.н. сплошные или прямые фильтры, когда область затемнения в верхней части пластины равномерна. Фирма Singh-Ray ввела в обиход т.н. "обратный" тип, когда темная область в верхней части высветляется примерно на один стоп (см. картинку ниже). Сделано это для того, чтобы в верхней части кадра не возникало ощущения недоэкспонирования (например, чтобы бегущие по небу белые облака не становились серыми).



A - фильтр Singh-Ray на три стопа с мягкой границей;
B - обратный фильтр Singh-Ray на три стопа с жесткой границей.

Держатели

Все держатели состоят из двух компонентов: кольца и пластиковой насадки, в которую вставляется пластина. Кольца могут быть разных размеров, чтобы иметь возможность закрепляться на любой объектив - от 52 мм до 82 мм.

Пример россыпи P-size держателей от фирмы Cokin. Как я уже говорил, это самый распространенный тип держателя; бюджетный, но не самый удобный в использовании



A - пластиковый P-Size держатель на три паза;
B - переходное кольцо на 77 мм. Минус - очень тонкий алюминий и низкое качество изготовления, из-за чего не всегда получаестя навертеть кольцо на объектив с первой попытки.

Пример комплектации 100 мм держателя от фирмы Lee. На сегодня это самый распространенный типа профессионального держателя. У фирмы Cokin есть подобный аналог, но суть та же:



A - рамка держателя с удобным разблокирующим винтом, позволяющим просто отстегивать ее от кольца вместе с пластиной;
B - 77 мм кольцо хорошего качества;
C - при необходимости всегда можно "нарастить" на держатель недостающие пазы.

Вот это собрано и готово к работе:



Какой размер пластины / держателя мне использовать?

Все просто: если вы новичок и не знаете, будете ли вообще снимать "природку" - берите 84 мм (тот самый P-size). Если вы хотите работать с удобными держателями, не боясь захватить в кадр углы держателя / выжать из сцены максимум, тогда берите 100 мм. Все остальное - это либо специальное применение, либо блажь маркетологов.

Производители стекол

Градиентные ND-фильтры много кто производит. На сайтах американских магазинов значится продукция B+W, Cokin, Tiffen, HiTech, Hoya, Lee, Schneider и Singh-Ray. Буду говорить лишь о тех, которые проверены в "поле":

1. Cokin. Самый массовый игрок рынка. Пластины стоят разумных денег. Идеально для новичка. Минусы: тонирует картинку (в моем случае это был красный), из за чего небо становилось слегка фиолетовым. Лечится в фотошопе, но осадочек остался.

2. Lee. Хорошие, качественные фильтры на любой размер. Минусы: при двух и более фильтрах существенно мылит картинку.

3. Singh-Ray. Если вы хотите идеальный комплект - то это ваш выбор. Эти ребята изготавливали оптику к шатлам и на сегодня у них лучшие в мире (по оптическим характеристикам) пластины. Singh-Ray выпускает много чего вкусного (те же поляризаторы). Минусы: высокая цена.

Дополнение: вот тут полезная информация по фильтрам HiTech... Вместе с тем - вот, ругают HiTech...

Примерно так… Хорошего вам света и удачных кадров! :)


Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии Фотопланета


  • 1
dima_chatrov September 26th, 2012
Он изначально снят с фильтром - я высветлял для того, чтобы было понятно :)

_sil September 26th, 2012
это читерство! =)

dima_chatrov September 26th, 2012
Отож! :)

neuda4nik September 26th, 2012
то-то я думаю, где-то тут в картинке подвох! ;)

  • 1