?

Log in

No account? Create an account
mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Flag Next Entry
mnu

Цифро-тушки: Битва железных канцлеров. Часть 1.

Признаюсь, не ожидал такого бурного отклика на свой предыдущий пост. Получил много дельных комментариев, спасибо. Постараюсь ответить по мере сил...

Ну вот, кофе заварился, до вылета еще целые сутки, и меня тянет пообщаться, а то все карточки да карточки :) Итак, сегодня поговорим о цифровых "тушках". Если где ошибусь или что забуду, поправьте меня. Сразу скажу, что не собираюсь агитировать за ту или иную фирму, сам снимаю тремя разными брендами, потому постараюсь быть непредвзятым. Все нижеследующее является моим частным мнением и не претендует на объективность, бла-бла-бла. И никем не проплачено, кстати :)

Прежде чем купить новую камеру, давайте определимся, что мы снимаем и на фига для каких целей. Из всего функционального изобилия современных разработок хочу выделить несколько моментов, которые мне кажутся наиболее интересными (порядок произвольный):

- чувствительность к шЫвеленке
Думаю, все знают, что это за зверь такой - "шевеленка". Дрожание камеры, явно видимое на выходящем из нее кадре. Техника съемки и положение рук - вопрос отдельный, выходящий за рамки нашей маленькой заметки, но поскольку не являюсь апологетом трезвости хирургом, то - да, они у меня тоже дрожат. Для себя я вывел следующую формулу стабильного кадра: скорость затвора должна быть как минимум обратно пропорциональна фокусному расстоянию линзы. То есть если у вас оптика 30 мм, то оптимальный результат вы получите на выдержке не длиннее 1/30. Такая практика действует для всех тушек, с которыми мне довелось работать. Исключение составляет только Nikon D2X, по этому параметру камера настолько капризная, что для получения удобоваримого результата скорость затвора приходилось удваивать: то есть при значениях 55 миллиметров оперировать выдержками в районе 1/100.

- динамический диапазон
Производители стараются не акцентировать внимание на этом пункте и не выдают табличные значения в "стопах", а жаль. Определять широту сенсора приходится эмпирическим путем. Хочу лишь отметить важную вещь: если паспорт вашей камеры уверяет, что значения ISO составляют, например, 200-3200, то верьте написанному! Понижение ISO до сотни существенно сузит динамический диапазон, проверено.

- уровень цифрового шума (диапазон значений ISO)
Очень важный пункт. Уже несколько лет он остается для меня едва ли не определяющим при выборе той или иной камеры. Начнем с того, что есть предельные значения ISO, а есть реальные, выше которых радость от снимка настолько отравлена хаотичным мельканием точек, что результат сам просится в корзину. Как правило, если пороговое значение указано в 6400, то съемка в режиме 3200 даст вполне приемлемый результат. Если производитель радует нас цифрами в 12,800 или даже 25,600, это вовсе не означает, что теперь мы сможем снимать ночное небо в прыжке и с рук. Да, такие режимы введены, но их использование узко направлено (ну в самом деле, кто из нас работает с диафрагмами f/32?), например, для съемки черно-белого газетного материала в газету, где важен контраст и резкость, а шум играет малую роль.

- уровень шума затвора
Очень актуально, если вы работаете в театральных или концертных залах. Поскольку театральная фотография - это часть моей профессии, использую специальные звукоизолирующие чехлы сторонних производителей. Они снижают громкость (например) с 40 до 30 децибел (то есть в два раза, поскольку звук угасает по экспоненте), да и выглядят внушительно :) Увы, чудес тут не бывает: современные затворы работают очень громко. Не завидую вам, если своими щелчками камера выдаст ваше местоположение в затаившем дыхание зале, внимающем какой-нибудь Первой Скрипке... Кстати, пару лет назад на съемке в Филадельфии меня за такие вот проделки в антракте едва не побили. Ну да ладно, сейчас не об этом :)

- пресловутый Full-Frame
Так ли нам нужен размер сенсора в 35 миллиметров, или же для наших ежедневных нужд вполне хватает урезанного crop-сенсора? При увеличении размера сенсора падает глубина резкости, то есть при прочих оптических равных (например, при максимально открытой диафрагме), задний план у полносенсорной камеры будет мягче, чем у "кропнутой". Речь идет о том самом пресловутом bokeh, которое можно оценить лишь эстетически. Если вы занимаетесь художественной или портретной фотографией и обладаете хорошей оптикой, то сможете по достоинству оценить "полный" сенсор. Если же вы журналист, работающий для периодических изданий, то нужны ли вам все эти пластичные японские навороты? Не стоит также забывать, что crop-сенсор удлиняет "пленочную" оптику примерно в полтора раза. Например, после перехода на Full Frame мне стало существенно не хватать длины моей 70-200/2.8. Как вариант - обзавестись конвертером на 1.7, превращающим линзу в 120-340/4.5, либо брать что-то типа 200-400 VR f/4 - стекло столь же достойное, сколь тяжелое и дорогое.

- 14-ти битный сенсор
Имеется в виду разрядность бит на пиксель. На мой взгляд - это одно из самых "вкусных" нововведений за последние два года. Поскольку снимаю исключительно в RAW, переход с 12-ти битного представления цвета на 14-ти битный означает существенное увеличение цветового охвата камеры. К слову, JPG файл кодируется всего лишь восемью битами. Решайте сами, стоит ли кастрировать возможности камеры, снимая исключительно в JPG, если только вы не выдаете тысячи кадров ежедневно и не принимаете непосредственного участия в обработке материала.

- скорострельность
Восемь кадров в секунду... Если вы не журналист спортивного пула, то в вас погибает пулеметчик :) Это же все где-то надо еще и хранить! :)

- влаго-, пыле, и всяко-разно стойкость
Без дураков, очень нужная и полезная опция. Конечно, дополнительная защита значительно утяжеляет (и удорожает) камеру, но если вы планируете использовать технику в экстремальных условиях, то это ваш пункт. К слову, в 2007 году на Памире из-за высокой влажности у всего нашего лагеря отказала мобильная и фото техника, а мой старенький D2X продолжал работать.

- количество фокусных точек
С каждым годом их число растет, что не может не радовать. Лично я всегда использую вариант фокусировки с одной управляемой точкой, которую гоняю джойстиком вручную.

- эргономика
Очень субъективный момент. Разнится от бренда к бренду. Обычно так: на чем учились снимать, то и полюбили.

- скромность в быту
Незаметность - это хорошо. Тут пальму первенства все равно держат дальномерки. Как не уменьшай зеркалку, она выглядит черным кирпичом на шее туриста, увы :(

- видео-съемка
Знаете, по началу меня это нововведение раздражало: они бы еще электробритву встроили. А попробовал - и понравилось. Очень уж хорошо профессиональная просветленная оптика отрабатывает картину на полном сенсоре. Первопроходцы здесь Canon 5D Mark II и Nikon D90. Конечно, пока что это скорее баловство, но через пару лет, глядишь, и доведут до ума.

Я сознательно оставил "за бортом" всякие вкусные штучки типа ультразвуковой чистки сенсора. То есть это очень полезно, но решающий ли это фактор при выборе камеры? Вряд ли. Что касается похода "за мегапикселями", то он уже не в моде: гораздо важнее динамический диапазон, цветопередача, высокие ISO и грамотная коррекция шума, эргономика... А в следующей части я коснусь конкретных брендов.

Кстати, а чего вам не хватает в современных камерах высшего эшелона? Давайте помечтаем вместе :) Вот мне не хватает кнопки шЫдевр двух дополнительных фокусных точек вверху и внизу.


bdyao September 1st, 2009
а на первый взгляд агитируешь за Никон. Вот в монастыре хотя бы :)

dima_chatrov September 1st, 2009
Это на первый )

v_andreev September 1st, 2009
три разных бренда - это какие, если не секрет?
не хватает денег, как всегда, впрочем)

dima_chatrov September 1st, 2009
Nikon, Canon, Leica

get_more September 1st, 2009
в д700 мне не хватает видео. Я уверен что это вина маркетологов, вот так вот и сижу, жду кто мне укажет что брать d700 или d300s

(Deleted comment)
vlad_mazai September 1st, 2009
Вы зря оставили авточистку сенсора за бортом. Можно годами не иметь груши в своём арсенале и даже не подозревать, что они бывают.

cahek_mb September 1st, 2009
На моём пенсионере 10д нет очистки. Но, однако, я достаточно трепетно отношусь к процессу смены объективов и у меня пока что тьфу-тьфу-тьфу пыли на матрице не видно.

И это не значит, что я не меняю стёкла или делаю это раз в неделю :) Просто стараюсь быстро отцепить одно и сразу же прицепить второе. Пыль на объективе сдувается куда проще и без особых усилий ))

suliel September 1st, 2009
Очень интересная статья, спасибо :-)

С камерами "высшего эшелона" не общалась, поэтому пусть будет не хватать общения :-)

А вообще из несбыточного хочется, чтобы шуму вообще не было - и чтобы никаких тебе шумодавов, и никакого восстановления детализации и ваще... вот :-)




(Deleted comment)
dimkin_lv September 2nd, 2009
Тихий режим появился в D300s

cahek_mb September 1st, 2009
Да, не хватает долгих выдержек без пульта.

Ещё не все камеры понимают несколько стандартов карт памяти - а жаль. Иметь SD и CF форматы в одной камере иногда очень полезно :)

В студии мне не хватает WiFi передатчика фотографий с камеры на комп. Хотя сейчас с этим кэнон разбирается (про никон не вкурсе), но за такие деньги они разбираются, что просто пипец.

capt1976 September 2nd, 2009
такой девайс, может поможет http://www.cyberstyle.ru/newsline/view/3061/eye-fi-sd-wifi-wi-fi.html ?

maximshatrov September 1st, 2009
Хорошая статья)
Мне хочется больше резкости.
Как на 1ds mark III
Снимаю на 5D...Да и больше точек фокусировки

zinov September 1st, 2009
"Кстати, а чего вам не хватает в современных камерах высшего эшелона?"

"Адекватной" цены :). Уж очень большую долю в ценообразовании занимает бренд, расходы на продвиженческую свистопляску и жлобство конечных продавцов. Кстати, очень распространенное мнение о том, что высокая цена FF зеркалок определяется дороговизной производства сенсоров, не очень-то соответствует действительной картине затрат. К сожалению, в данный момент не могу сослаться на фактологические данные по относительно низкой себестоимости матриц, хотя недавно наталкивался на подобный материал в инете Интернете... (:

binaryanimal September 1st, 2009
Вот лучше пока не будет пруфлинков, молчите. Стоимость сенсоров возрастает даже быстрее, чем экспоненциально с ростом размера, тот же никон увидев такую печальную статистику начал жульничать, д3х - это просто два стоящих рядом сенсора от д700 и это лего увидеть на многих примерах в сети.
Истерия про злых маркетологов, которые скрывают чуть ли не бесплатные ФФ настолько же достоверна, как представления иностранцев о "кровавой гэбне".

maximshatrov September 1st, 2009
Да и личный вопрос...
А почему у вас фамилия написана через Ч(ch) а вроде должна через Ш
Я кста тоже Шатров)

dima_chatrov September 1st, 2009
Французское написание )

aprilovich September 1st, 2009
Спасибо за статью, познавательное мнение профессионала на лицо!

binaryanimal September 1st, 2009
"- 14-ти битный сенсор
Поскольку снимаю исключительно в RAW, переход с 12-ти битного представления цвета на 14-ти битный означает существенное увеличение цветового охвата камеры."


В реале НИКТО И НИКОГДА не показывал наглядную разницу! Более того крайне мало людей а точнее единицы понимают, как можно эту разницу показать.

Если щелкнуть скажем серию из абсолютно одинаковых восьми кадров со штатива и потом сблендить их, то 14 бит вылезут быстро и решительно в виде совершенно безнаказанного (бесшумного) увеличения контраста в 4-5 раз и совершенно безвредного для качества вращения кольца hue на любое количество градусов... тогда как один кадр будет выдавать кучу артефактов... впрочем, как я убедился за последние пару месяцев, это волнует крайне малую часть людей =)

dima_chatrov September 1st, 2009
Разница сильно видна при обработке, в полутонах. На самом деле, народ действительно на заморачивается...

(Deleted comment)
(Deleted comment)
amarao_san September 1st, 2009
мне очень не хватает кнопки "фокус на бесконечность". Так, чтобы не переводить в мануальный режим, не перефокусироваться "по чему-нибудь в дали". Ткнул - и имеешь гарантированный фокус на бесконечность.

Ещё мне не хватает такой (казалось бы) очевидной вещи, как авто-бб среди вариантов. Т.е. не "авто", а так, чтобы камера сама определяла какая предустановка должна использоваться - солнечный свет, вспышка, или пасмурно (или лампы дневного света).

sanmai September 2nd, 2009
Фокус на бесконечность - это такой способ получить равномерно-нерезкую фотографию?..
Интересней было бы получить фокусировку одной кнопкой на гиперфокальное расстояние.

ramazanov September 1st, 2009
> Кстати, а чего вам не хватает в современных камерах высшего эшелона?

Мне денег не хватает на такую камеру + оптику для нее. :-)

ex_dimakarl September 2nd, 2009
+1

igor_sabadah September 2nd, 2009
мне не хватает звуковых комментариев к кадру, блин у мыльниц есть, а тут удобно же снял человека или что другое, назвал и дальше блокнот не всегда удобен...


feudmoth September 2nd, 2009
дык в D2/D3 и еденичках есть такая функция