mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Next Entry
mnu

Adobe Lightroom CC: сшиваем панораму

Этим постом мастер Гамбс я начинаю серию материалов по работе в Adobe Lightroom. Сегодня мы поговорим о панорамной сборке. Последние версии Adobe Lightroom (6.х, СС) в числе прочих новшеств получили возможность сшивать панорамы на основе RAW-файлов, выдавая результат в том же RAW-формате (DNG 14 бит). Предлагаю разобраться в нюансах этого нововведения: плюсы, минусы, подводные камни. Насколько корректно работает сборка и т.д.




1. В качестве примера я выбрал девять вертикальных снимков, сделанных во время моей последней фото-экспедиции в Намибии. Точка съемки - вершина дюны #45 в Соссуфлее. Использовалась камера Nikon D4 и объектив Nikon 16-35/4. Кадры сняты с перехлестом в одну треть. Съемка велась со штатива.



Сразу хочу сказать, что весь функционал панорамной сшивки реализован на основе движка ACR (Adobe Camera RAW, текущая версия 9.2), дающего одинаковый результат в любом адобовском продукте, в котором эта функция применяется. Другими словами, результат сшивки в лайтруме (LR) и в фотошопе (PS) будут идентичны. Если кому-то покажется, что картинка в PS или LR сочнее, контрастнее или радостнее - просто проверьте профиль и калибровку монитора.

Разработчик обещает нам многорядную сборку, при этом порядок следования изображений задать нельзя. Это минус. Предполагается, что вы накидаете в кучу изображения, а алгоритм сшивки сам выстроит их в нужной последовательности. Это работает только в идеальном мире, нарисованном маркетологами Adobe. В реальности такие сборки сшиваются через жопу криво.

Несколько нюансов по сшивке:

- алгоритму без разницы, обрабатываете вы каждый кадр (далее элемент) или нет. На этапе сборки ACR не будет учитывать ваши корректировки, а применит их только к результирующей сборке;
- при сшивке будут учитываться прежде всего искажения оптики: если ACR найдет ваш объектив в собственном длинном списке, на этапе сборки будут применяться оптические профиля коррекции (Lens Corrections) и удаление хроматических аббераций (CA);
- точки сшивки система выставит сама, вычислив их из исходнго RAW-файла, вне зависимости от наших обработочных шагов.

Почему же нам важно пред-обрабатывать элементы? Да чтобы понять, что мы вообще сшиваем :)

Уточнение для любителей поискать ангелов на острие иглы: обработка в шагах 2-8 показана в качестве примера.

2. Рассмотрим индивидуальный кадр. Параметры съемки: 35 мм, ISO 100, f/14, 1/10, градиентная пластина Singh-Ray на три стопа с мягкой границей, поворотная голова RRS-55. Из-за малого динамическего диапазона кадр кажется плоским; поработаем движками основной секции (Basic).



3. Поднимаем средние тона (Exposure), уводим точку черного влево (Blacks), точку белого вправо (Whites), тоново компенсируем высветление белого и поднимаем в светах фактуру, уводя высокие света в минус (Highlights).



4. “Оживляем” градиентом передний план (ПП): поднимаем контраст в средних тонах (Clarity) и разносим точки черного и белого (функционал LR СС, раньше работали контрастом).



5. “Проявляем” небо (притемняем средний тон и поднимаем глобальный и микро- контрасты по линию коризонта)



6. То же самое, но с пониженным микро-контрастом, чтобы вернуть мягкость в ПВУ (правый верхний угол)



7. Поднимаем контраст (S-образная кривая, сдвинута примерно в 1/8 тона) и высветляем песок, поднимая в нем светлоту (в желтом и оранжевом). Понижение насящения в желтом почти не скажется на этом кадре, на в восьмом и девятом элементах сборки подчеркнет ахроматичность глины.



8. Давим цветовой шум (с большим размером цветового пятна Smoothness) и немного световой с сохранением деталей (Detail). Используем корректировку оптических профилей.



9. Первый элемент в линейке существенно отличается от остальных. Да, можно выделить все и нажать CMD+SHIFT+S, за пару секунд синхронизировав все кадры сборки. Но на результате это не скажется. Выделяем все элементы CMD+A и нажимаем CMD+M, что запускает “сшиватель”.



10. После генерации превьюшки, на экране появится примерно следующее. Превью доступен в 1024 px (для Non-Retina дисплеев) или 2048 px (для Retina дисплеев). Галочка “Auto Select Projection” выберет форму сшивки, исходя из предпочтений ACR. В данном примере это сферическая сшивка.



11. ... а это цилиндрическая. Разница несущественна.



12. Сшивка “в перспективу” интересна, если вы потом планируете выправить искажения в фотошопе. Галочка “Auto Crop” покажет вариант сборки с обрезанными областями, но на самой сборке этот никак не отразится: поскольку обработка в LR недеструктивна, кадрирование (R) в результирующем варианте можно всегда отменить. На этом варианте сшивки и остановимся. Сшиваю.



Важные условия для работы сшивателя:

- вы должны обеспечить лайтруму доступ к оригиналам, умные превьюшки (Smart Previews) в качестве элементов сборки не годятся;
- собранные панорамы ограничены 65,000 px по длинной стороне или размерностью в 512 Мп;
- LR автоматически добавляет префикc “-pano” к каждой сборке, таким образом панораму всегда можно отследить и поместить в коллекцию;
- все панорамы пишутся в ту же папку, где хранятся исходные элементы для сшивки;
- если вы хотите сделать HDR-панораму, следует собирать каждый панорамный элемент в лайтруме в HDR (функционал 6.х, СС), затем формироать из них панораму.

13. К результирующему файлу применились почти все те шаги, что и к элементу сборки (шаги 2-8). Здесь важно понимать следующее: применяются только глобальные шаги, не локальные. НЕ применяется удаление артефактов (Q), например. Так что грязь на сенсоре на этапе пред-обработки не убрать. НЕ применяются градиенты, наложенные на элементы сборки. Это же касается протирки кистью (К) и круговых градиентов (SHIFT+M). Все это придется добавлять вручную.



14. Мы получаем 14 битный DNG-файл. Отсюда его можно обрабатывать дальше как обычный RAW-файл, можно открыть в фотошопе или экспортировать в JPG. Градиенты можно применить, просто синхронизировав сборку с первым элементом (через CMD+SHIFT+S) по градиентам.



15. Если бы мы не пред-обработали первый элемент (шаги 2-8), сшивка в превью выглядела бы вот так:



16. Сшивка всегда получает пред-обработочные (не локальные) шаги с первого элемента. Иными словами, если мы обработаем второй элемент сшивки с другими параметрами, результирующий кадр все равно получит только шаги первого элемента.



17. Открываю файл (CMD+E) в фотошопе и выравниваю ПП через Edit/Transform/Warp. Возвращаю файл в LR.



18. Чуть корректируем контраст, черную и белую точки в TIF-файле. Экспортирую в JPG (1500 px, 80%, sRGB, Standart Sharp).



18. Результат экспорта.



Если присмотреться к центральному участку ПП, видно, что там присутствуют две небольшие световые неровности примерно на треть стопа. Это артефакты сшивки, вызванные виньетированием объектива 16-35, не пойманные системой. Чтобы избежать этого, имеет смысл снимать с перехлестом не в одну треть, а в половину кадра. Ну или использовать для сшивки специализированный софт, например PTGui.



promo dima_chatrov january 1, 2005 00:00 14
Buy for 1 000 tokens
Идет набор групп в Непал, Италию, Грузию, Канаду. От виноградников и теплого моря до заснеженных гор! Желающие присоединиться, пишите мне в skype (dimachatrov) либо на dchatrov@gmail.com

  • 1
anchan_uk July 7th, 2015
Дима, большое спасибо! Я с этим разбиралась последние несколько дней. Выяснила все, кроме милого нюанса про корректировку именно первого элемента. Попробовала было проявить какой-то из середины и решила, что сшивка, увы, идет до проявки. Спасибо!

К сожалению, если настоить градиенты на первом элементе панорамы и сделать копи-пейст локальных настроек в свежесобранную панораму, градиенты не вставляются. Жаалко.

Или я чего-то не то делаю?

dima_chatrov July 7th, 2015
Все должно работать. Выделяете оба снимка, синхронизируете Graduated Filters. Ну или копируете их. Наступает щасте :) Или баг :)

anchan_uk July 7th, 2015
Да, вы правы. Галку с локальных корректировок вчера сняла и не проверила. Спасибо! Хорошая фича. Сразу пошли разгребаться залежи отснятых, но не проявленных панорам.

Таня Шилко October 22nd, 2015
Добрый день! Лайтрум делает автокоррекцию, добавляет контраст и красный цвет КАК ОТ ЭТОГО ИЗБАВИТСЯ????

dima_chatrov October 22nd, 2015
При сшивке панорам или при сшивке HDR?
Если при сшивке панорам, то убедитесь, что первый файл сборки не обработан.

nevayou July 7th, 2015
Спасибо Дмитрий.

sciuro July 7th, 2015
На втором часу панорамостроения мой внутренний ковбой понял, что комп пора-таки менять... :)

dima_chatrov July 7th, 2015
Это нормально. Вы на размерность получившегося файла посмотрите :)

sciuro July 7th, 2015
Да я понимаю, но терпение лопается :) И давно хочется мак, а тут отмазка :)

darkman41 July 7th, 2015
Дмитрий. Спасибо за урок.
Между 14 и 17 шагов - большая разница.
А какое колдовство было применено в ps ? этой магией не владею :)

dima_chatrov July 7th, 2015
В PS только корректировка геометрии. Просто там печать экрана, а последний кадр - прямой экспорт.

perstt July 7th, 2015
кроваво-красный в тенях песочной дюны выглядит не фонтан. даже непонятно зачем из равов собирать.. ведь чтобы получить такой грубый цвет и джипеги сойдут.

dima_chatrov July 7th, 2015
Откалибруйте монитор или собирайте дальше из джипегов - я никого не агитирую.

boris_6778 July 7th, 2015
Очень красиво , но как то очень сложно....Сколько времени занимает сшивка, если нет большого опыта владения LR ?

Спасибо за урок....

dima_chatrov July 7th, 2015
Ну, можно "просто сшить" за минуту, а обрабатывать в фотошопе, например. Но все равно ведь нужно где-то проявить RAW - начальный или сшивку - не важно.

europeoncar July 7th, 2015
Спасибо, полезно! Добавлю:
- для сортировки кадров вручную можно собрать в кадры в стек и в режиме library (G) перемещать их, как надо. Лайтрум туповат на эту тему
- перехлеста в треть может и не хватить в некоторых ситуациях, так что "не меньше трети". Иначе придется клеить несколько отдельных панорам и совмещать их в ФШ
- при съемке не забывать про диафрагму (set 8 and stay on it), потому что если объектив по краям мылит, то на панораме будут видны краницы склеек (по разнице в резкости с центра кадра и периферии)
Вот тут не уверен: когда снимаешь город с крыши, то лучше предварительно выправить геометрию кадров, чтобы получить при склейке более ровную панораму, иначе сильнее будет изгибаться. Не уверен, потому что не понимаю, влияют ли мои настройки исходников на результат в панораме.

dima_chatrov July 7th, 2015
Мыло - зло :) Поэтому лучше f/13-f/14, восьмерки маловато. ACR проигнорирует оптические корректировки (Lens Correction), выставленные вручную, и применит собственные, исходя из EXIF.

europeoncar July 7th, 2015
А есть ли разница в итоговом результате между опциями "я обработал первый кадр" и "я ничего не трогал совсем"? Я так понимаю, что накрутить можно одинаковый результат, информация по пути нигде не теряется, да?

dima_chatrov July 7th, 2015
Да, никакой разницы. ACR сшивает, игнорируя пользовательские обработочные шаги.

ayrat_a July 7th, 2015
т.е. профиль с samyang 14mm он не догадается подцепить из папки с профилями?

dima_chatrov July 7th, 2015
Скорее всего нет. Интересно будет попробовать.

podpolkovnikvvs July 11th, 2015
А как он узнает, что вы самьянгом снимали? Ответ - никак.

ayrat_a July 11th, 2015
Сам лайтрум при включении функции автокоррекции не распознаёт ничего даже в обычном фото(обычно же при включении сразу же подхватывает объектив и марку и модель) , но когда указываешь ему NIKON он смело подсовывает ему профиль samyang.

podpolkovnikvvs July 11th, 2015
"NIKON "? А это что?))) (шутка)

Когда я указываю Canon, то он подхватывает Canon 14mm f/2.8 - потом дальше руками ищу нужный профиль samyang. Ну а там конечно можно ко всем выбранным фото применить.

serj_ovchinnik July 7th, 2015
Хоть и посмотрел уже видео, но все-равно круто когда перед глазами есть печатный материал.

Дмитрий, а планируете сделать по другим нововведениям подобный пост? Хотя бы HDR)))

dima_chatrov July 7th, 2015
Готовлю, да.

serj_ovchinnik July 7th, 2015
Спасибо.

mboyarskov July 7th, 2015
Только ПТгуи или Аутопано Про.

Как сильно насыщенность различается на 14 снимке и на финальном.

dima_chatrov July 7th, 2015
В вернувшемся в LR из PS TIF-файле чуть подкорректированы черная и белая точки, потому такое ощущение.
Добавил предпоследний промежуточный слайд в пост.

Edited at 2015-07-07 06:15 pm (UTC)

russos July 8th, 2015
Спасибо! надо будет попробовать, а то все ПТГУи :)

dima_chatrov July 8th, 2015
Для сложных сшивок по-прежнему только PTGui :)

heilnull July 8th, 2015
Как увидел эту функциональность, сразу побежал тестировать. На массиве из 20 где-то фотографий у меня выходит странный результат - панорамка долго шьется, потом на завершении неожиданно исчезает ползунок прогресса, а результат имеет размер 900 с небольшим пикселей. При этом на 5-6 фотографиях все хорошо.
Такое ощущение, что LR памяти не хватает. Дмитрий, у вас на жирных сборках сколько съедает?

dima_chatrov July 9th, 2015
Таких проблем ни разу не возникало. Но я не сшивал в LR в сборку больше 11 кадров.

antoniy September 26th, 2016
Ой, какая архиполезная статья. Спасибо, Вам, Дима огромное. В конце упоминается PTGui. Как раз недавно прикупил себе последнюю версию (не хотели апгрейдить бесплатно лицензию до 12 года :))) ) . Может я не разобрался еще, но насколько понял он работает с raw, но не умеет выдавать результат в raw, что расстроило? Это так? Или я ламер? Вы случайно подобных разборов по PTGui не проводили?

dima_chatrov September 26th, 2016
Насколько мне известно, PTGui не выдает результат в RAW, только в растровом TIF или PSD.

antoniy September 26th, 2016
Пичалька. Т.е. получается нужно сначала отдельные части предобработать, и затем уже собирать воедино ? Еххх, а я уж "раскатал губу" когда начитался про то, что они с raw работать научились. Получается можно было бы и 9й ПТГуи продолжать пользовать

dima_chatrov September 28th, 2016
Готовьте TIF-ы и сшивайте их, пока только так.

  • 1
?

Log in