mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Next Entry
mnu

Сказочные Гималаи. Часть II

Продолжаем наш виртуальный Гималайский трек. Вчера мы стартовали с 2000 метров, а сегодня пройдем отметки от 3200 до 4000. Скажу честно, это мой любимый высотный пояс, и всякий раз стараюсь идти по нему подольше. На высоте 3200 метров лиственные леса сменяются сосновыми, липкая душная влага остается позади, при этом воздух еще достаточно насыщен кислородом. На этой отметке самый здоровый для жизни климат: днем жаркое горное солнце топит сосновую смолу, и воздух наполняется таким густым ароматом, что больше всего хочется скинуть рюкзак и устроиться на полянке на пару лишних часов. Из самых близких аллюзий - поднятое на высоту трех километров Рижское взморье.



"Гималайский Мордор" в большем разрешении (1300х865 px, 418Кб) живет здесь.


Сосновая зона на высоте 3250 метров, рассветная съемка. К слову, этот кадр оптически честный: явственная голубая полоса по трети кадра - это не дефект градиентного фильтра, а слой плотного тумана, прибиваемый рассветными лучами. При экспонировании используется пластинка на два стопа с плавной границей, но нижний край затемнения теряется в лесу, а потому не может навредить дополнительной черной полоской.



Температура и снаряжение

С подъемом на каждые 1000 метров температура воздуха падает на шесть градусов, то есть если на 2000 метрах было 25-28, то на отметке в 3500 будет порядка 15-18. Это условные значения, не принимающие во внимание ветер, влажность, частую смену погоды, а также субъективное восприятие человека на высоте (в дело вступают гипоксия и симптоматика "горняшки"). На 4000-4500 метрах температура днем (при хорошей погоде) составит около 10-12 градусов, но с приходом снежного заряда может резко опуститься и до -5.

Пример съемки в другой части трека с тех же высотных точек (3300 метров).



Непал справедливо считается мировой столицей дешевой спортивной одежды и снаряжения. Дешевой в самом прямом смысле. В Катманду на вас обрушатся сверкающие лейблы мировых лидеров - The North Face, Marmut, Arcterix и других. Вам предложат что угодно - от рюкзаков и спальников до Gore-Tex курток и трусов с гульфиком. Все это поддельное и шьется тут же, "в соседнем огороде". Вернее так: материал производится в Китае и часто бывает настоящим (около 30% от вала). Его воруют либо перекупают с заводов. Остальная ткань очень похожа на оригинал, но пропитывается специальным раствором и больше пары треков не выдерживает. Несмотря на кричащие наклейки Gore-Tex, она пропускает воду, теряет цвет и так далее. Фактически - это одна большая лотерея. Зато у вас есть шанс купить качественную подделку за 15% от ее реальной стоимости, то есть не все так плохо :) Про себя скажу: майки, термо-белье, ветровки, легкие треккинг-брюки - все это покупаю в Непале за копейки, а когда "снашиваю", без зазрения совести отправляю в мусорную корзину. Пуховики, Gore-Tex куртки, обувь - то есть все то, что отвечает за комфорт и выживание в граничных с реальностью условиях, беру настоящее и "за дорого".

Резюмируя: если у вас есть качественное снаряжение, то берите его с собой. Если вы планируете брать его в ближайшем будущем, и цена от 12,000 рублей за настоящую (а столько она и должна стоить) Gore-Tex куртку вас не смущает, покупайте в фирменных магазинах уже сейчас. Если же вы любите риск и вам не чужд спортивный азарт - дождитесь прилета в Катманду, где можно пройтись по местным лавчонкам в поисках улова. Теперь конкретика.

Лангтанг на подъеме (3500 метров) без снега.



Из необходимого снаряжения (мелочь в расчет не берем, а то никакого поста не хватит):

1) Кроссовки. Хорошие-треккинговые с подошвой Vibram (желтенькие такие буковки) или аналог. Фиксация голеностопа позволяет передвигаться по пересеченной местности с малым риском подвернуть ногу. Желательно c Gore-Tex верхом. Я рекомендую треккинговые Salomon (у меня GTX Wings 2), именно треккинговые. Не беговые и не баскетбольные, если только вам дороги собственные колени :)

2) Горные ботинки. Кроссовки хороши на комфортной тропе, но в горах погода непредсказуема, и если налетит затяжной снежный шторм, далеко в них не уйдешь. Ботинки же позволяют идти по снегу без лишнего риска, хорошо держат ногу как на валунах, так и на сыпучем склоне. Модельный ряд обширен. У меня сейчас La Sportiva Nepal Top, прекрасно зарекомендовали себя Asolo, Salewa.

3) Термо-белье. Так называемый "первый слой". Кто не знает - это тонкое синтетическое (либо с добавлением шерсти) белье, которое отводит от тела влагу, оставаясь при этом сухим, согревает-в-холода и не раздражает кожу, оставаясь по ощущениям незаметным. Важно: на время трека забудьте про х/б майки и прочие хлопчато-бумажные-прелести, ибо на тропе это ЗЛО :) Дело в том, что в то время как х/б майка сохнет несколько часов, современные синтетические разработки вообще не задерживают влагу, отводя ее от тела. Благодаря этому, вам всегда тепло, сухо, уютно и комфортно, как той попке младенца в старой теле-рекламе.

4) Треккинговые брюки. Одни легкие, "парусиновые" (можно обойтись подделкой). Вторые теплые, "дышащие", из Polartec-ткани (эти лучше брать настоящие). Их производят сотни фирм, тут дело вкуса. У меня прекрасно зарекомендовавшие себя на Эльбрусе "O-Stretch" фирмы "Ozone". Кстати, эластичность - не главное. Главное, чтобы брюки дышали. В лыжном обмундировании вы очень быстро "сваритесь".

5) Плотный облегающий верх (второй слой). Надевается на майку/термо-белье. Polartec-ткань, тот же вариант, что и "брюки-от-озона". Работает как постоянная одежда на высотах выше 3000 метров. "Дышит", отводит влагу, легко сидит на теле и тянется в нужных направлениях, как ленивый кот у камина. Всем рекомендую.

6) Брюки-непромокайки (третий слой). Тонкий слой из Gore-Tex ткани. Спасают, если нужно идти через мокрый снег. Как дешевая альтенатива - непромокаемый плащ поверх тела и рюкзака.

7) Gore-Tex куртка. Вещь, которую вообще-то нужно иметь, если вы ходите в трек даже на малых высотах. Продуваемые ноги - это приемлемо, а вот продуваемый и мокрый верх - нет. Такая куртка НЕ промокает, при этом "дышит". У меня их несколько, последняя - производства MEC (Mountain Equipment of Canada).

8) Пуховой жилет. Не знаю как вы, а я - животное комфортолюбивое :) RedFox выпускает вот такой вот чудный пуховый жилет - это не предмет первой необходимости, но мне он не раз скрашивал жизнь, особенно если учесть, что в компрессионном мешке он помешается в клапан рюкзака. Зимой часто дома в нем сижу - реально греет и радует. Блин, надо с RedFox-a за рекламу денег снять! :)

9) Пуховик. Незаменимая вещь для ночных съемок. Лучше брать настоящий. У меня длинная модель от RedFox.

10) Налобный фонарик с LED лампочками. Это как предмет личной гигиены, иметь с собой обязательно. У меня "petzl" на три пальчиковых батарейки (контейнер крепится на затылке), комплекта хватает на сутки чистой работы в условиях пониженной температуры. Проверено.

11) Треккинговые палки. Непременный атрибут длительных переходов. Напоминают лыжние, телескопически складываются и помещаются в рюкзак (смотря по тому, два или три звена). Позволяют разгрузить колени и перенести вес рюкзака и тела на локтевой сустав. ОЧЕНЬ помогает, особенно на спуске. Настоятельно рекомендую приобрести. Продвинутые модели выпускаются с амортизатором - это когда внутрь встроена смягчающая пружина, что положительно сказывается на локтевом суставе. Самый известный производитель - финская фирма Lekki, но тоже дело вкуса. Можно купить в Катманду, если у вас их еще нет.

12) Спальник. Лучше иметь с собой, прежде всего из соображений личной гигиены. На больших высотах всем выдаются ватные одеяла, но кто ими укрывался до вас - это большой вопрос. Лучше брать пуховой с температурой комфорта на -10, Как и в варианте с одеждой, если у вас нет хорошего спальника и по возвращении он вам и на фиг не сдался, в Катманду за 20-30$ можно купить флисовый аналог, который прекрасно подойдет под наши высотные нужды. Про рюкзаки и баулы поговорим чуть ниже.

Лангтанг на подъеме (3500 метров) со снегом. Как правило, на этой высоте (апрель / октябрь) снег не частый гость, а если и выпадает ночью, то за утро быстро тает.



Как мы ходим

Подъем на маршруте - это своего рода медитация. Выбрать свой темп, правильную экипировку, уметь вовремя утеплиться или наоборот, снять лишнюю одежду - все это приходит со временем. Главное - научиться себя слушать. Удобство Гималайских треков состоит в том, что основной груз можно доверить портеру (или шерпу - изначально представителю одноименной народности в окрестностях Эвереста, за последние годы ставшему именем нарицательным), в обязанности которого входит переноска ваших вещей и сопровождение группы на тропе. Шерпы не носят рюкзаки. Под программы я закупаю специальные вместительные баулы XXL размера, вмещающие по 25-30 кг груза. На время трека часть вещей мы оставляем в Катманду в Специальной Комнате под замком, потому можно лететь на программу хоть с Гигантским Розовым Чемоданом… Каждый шерп отвечает за свой баул. Кроме того, в группу включены несколько гидов (2-3, в зависимости от сложности программы и количества участников). Гид обладает следующими качествами: адекватен, говорит по-английски, знает тропу и управляет шерпами. Поскольку основное для нас - это съемка, ограничивать на тропе съемочное время и пинать группу без необходимости не имеет смысла. За годы работы у меня выработался следующий алгоритм:

Первый гид идет впереди группы, задавая темп и не позволяя особо резвым забегать вперед. Второй гид замыкает группу и подбирает отставших. Его задача - не оставить никого из участников позади себя. Таким образом, вся группа сосредоточена между двумя людьми с дубинками рациями на поясе. Кроме того, в больших группах существует дополнительный гид, который в случае необходимости может сопроводить вниз одного из участников, не нарушая работу команды… Таким образом, от участника требуется только идти и снимать. Каждый несет собственный фото-рюкзак с необходимым на дневное время набором оптики / тушек, но без фанатизма: вес не должен быть помехой в работе.

Точка ночевки на 3800 метров



Файл в большем разрешении (1300х865 px, 442Кб) живет здесь.

Высота в 3800 уже дает о себе знать симптоматикой горной болезни, против которой существует только одно по-настоящему действенное лекарство: акклиматизация. Поднявшись на точку ночевки, мы оставляем вещи и обязательно выходим на вечерний акклиматизационный выход. Обычно подъем составляет 300-400 метров и совмещается с закатной съемкой.

Группа работает на закатной точке (3800 метров)



Файл в большем разрешении (1300х865 px, 467Кб) живет здесь.

Как правило, акклиматизационная съемка длится до последнего пост-закатного света. Вот на спуске как раз и потребуются фонарики и палки, иначе просто не пройти.



Файл в большем разрешении (1300х865 px, 365Кб) живет здесь.

Про ночные съемки я писал не раз, а кроме того, рассказываю о методике на всевозможных классах. Этот кадр я тоже выставлял пару лет назад… Независимо от того, работаем ли мы в новолуние или полнолуние, у нас всегда есть шанс отснять интересный ночной материал. Главное, чтобы облака полностью не затянули небо. В этом главный элемент везения…

Ночной Лангтанг (3800 метров)



На правах рекламы: на апрельский Лангтанг-трек (7-20 апреля) осталось два места, подробности здесь.

1. "Револьвер и зубная щетка…" - снаряжение под Тибет 2012;
2. "А вот так в экспедицию собираются девочки" - снаряжение под Тибет 2012 от olya2319;
3. "Собираем и потрошим рюкзак" - экипировка к восхождению (Эльбрус / Монблан);
4. Страшный зверь "горняшка" - часть 1, часть 2 и часть 3.

Продолжение следует. Перепост со ссылкой на оригинал приветствуется. Дополнительные материалы для чтения:

Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии Фотопланета

promo dima_chatrov january 1, 2005 00:00 14
Buy for 1 000 tokens
Идет набор групп в Непал, Италию, Грузию, Канаду. От виноградников и теплого моря до заснеженных гор! Желающие присоединиться, пишите мне в skype (dimachatrov) либо на dchatrov@gmail.com

prosto_vova February 6th, 2013
Спасибо, очень интересно. На самом деле днем даже на 3500 может быть и +25. Но - резко смениться на -3 например.
Собственно, 4000, Верхний Мустанг


Другое дело, что погода там изменяется мгновенно..


А вот ночью и утром - гарантированный колотун!



Edited at 2013-02-06 03:58 am (UTC)

alfina_nar February 6th, 2013
Зачем Вы это делаете? Ведь не только ради замечательных снимков и впечатлений. Интересуюсь, потому что это не моё, но хочется знать, что движет такими, как Вы. Я понимаю, что это личное, но если можете поделиться - любопытство будет удовлетворено. Спасибо.

agata_ch February 6th, 2013
Замечательный материал и много полезной информации. Потрясающие съемки. Спасибо!

alexhitrov February 6th, 2013
Красота какая!!!)))
Про одежку спасибо))) Учту)

anton_petrus February 6th, 2013
Всегда было интересно, как у вас это все происходит )

tunik_artur February 6th, 2013
Фотографии отличные - глубокие, яркие и живые.

100% эффект присутствия.

winsel February 6th, 2013
офигительно!)

suslov_ilya February 6th, 2013
Классный пост!!!! Дим так захотелось в горы))) вечером буду изучать программы на этот год, принимать решение, если места еще остались!

kate_lin February 6th, 2013
Илюх, давай с 7 по 20 апр. ;)

agusentsova February 6th, 2013
От таких видов дух захватывает!

awo_onyshchenko February 6th, 2013
Наконец-то ты начал оживлять полезные, но скучные перечни одежды/оборудования замечательно иллюстрированными врезками!
Приветствую, Дима!

dima_chatrov February 7th, 2013
Спасибо, Саш. На все времени не хватает, увы...

m_kalavera February 6th, 2013
Хороший материал! Очень полезный! Пожалуй только относительно спальника можно поспорить: пуховой всем хорош пока не намокнет, а намокнуть он может быстро. Элементарно от вашего же пота или конденсата. Высушить такой в походных условиях практически не реально! Но это конечно дело вкуса :) выбор спальника.

alix_marach February 6th, 2013
согласна на 100%

pagurin February 6th, 2013
а вы совсем без палаток что ли по Гималаям ходите ?
всегда есть места для ночевок в "избушках" ?


se_boy February 6th, 2013
Это зависит от того, насколько далеко Вы хотите залезть.

timon_timonich February 6th, 2013
Дим а опиши еще ваш обычный день на треке. Мне просто всегда интересно было сколько по времени именно трек, сколько съемка, а то пока есть подозрение что ходите много, снимаете мало :)

ssvsamara February 6th, 2013
Это не так. Короткий переход или длинный, Дима всегда дает время на съемку, даже если ты один захотел поснимать, а другие не видят здесь ничего интересного, тебя будут ждать. Это фотопоход, в первую очередь. Кроме того есть утренняя и вечерняя съемки. Так что, хватило бы карт памяти и заряда аккумуляторов...

se_boy February 6th, 2013
По поводу шмоток в Катманду: если придирчиво выбирать (долгая беседа с продавцом, долгая торговля, попить чай) или если есть знакомые, которые порекомендуют, где хорошие вещи найти, можно купить действительно качественную куртку/рюкзак и т.д.

dima_chatrov February 7th, 2013
Я тоже там люблю рыться. Бывает, настоящие подарки можно откопать :)

niskinfoto February 6th, 2013
Класс!

muph February 6th, 2013
не знаю, попаду ли когда-нибудь в горный поход, но пост добавляю в избранное.
на всякий случай. а вдруг?

dima_chatrov February 7th, 2013
Никогда не знаешь :)

akaund February 6th, 2013
Картины - просто супер! Вот прям слов не подберу, всё какие-то штампы просятся - мощно, грандиозно, колоссально, хз что там ещё. Но впечатляет - не то слово. Круто!

dima_chatrov February 7th, 2013
Вживую гораздо круче!

dzholas February 6th, 2013
Спасибо еще раз. Очень интересно!!!

worldiscovery February 6th, 2013
Спасибо. Все. Рабочий день с его мыслями о технике сменила ностальгия. Вспомнил Ак-коль и Кульсай. Это особенный мир. Самый важный храм на земле. Там слукавить не получается и приходит понимание устройства Мира. С удовольствием бы сейчас сходил на Иныльчек или в Барскаунское ущелье. Погулять и в порядок привести мысли.
Немного завидую вам. Хоть мне и по душе моя работа, но не заботами только одними хотелось бы жить. Хорошо хоть раз-два в год удается съездить и походить среди гор.

military_jane February 6th, 2013
Хех, надо когда-нибудь добраться всё-таки :)

rex711 February 6th, 2013
Огромный респект.... Все вы меня сманили. Дом дострою и на месяц в Непал.... хоть и живу сам на Кавказе но чувствую Непал это нечто

olesher February 6th, 2013
Согласен с тобой. В Катманду куча палева. Там можно покупать лишь шапки-перчатки и легкие брюки с носками.
В последнее время в восторге от термобелья Brubeck.
А у меня нет трекинговых теплых штанов. Я в тот раз брал пуховые "Баски" с расстегиванием до бедер. Отлично служили от 4-ки до 5500. Тепло и не особо жарко. И легкие.
Кроссовки вообще не брал. Я лох. ) Прошел спокойно в горных ботинках "Асоло". Без всяких проблем. Куртки Гортекс как не было, так и нет. Надевал термо- легкий полартек - Мармут на 200 единиц - пуховой жилет. Было вполне себе комфортно.

Edited at 2013-02-06 04:15 pm (UTC)

a_nimaida February 6th, 2013
Как много гор))
Спасибо за информацию
очень хорошо написано!

antonviolin February 6th, 2013
Спасибо за информацию, Дима. Узнал полезные вещи

vonapets February 6th, 2013
Супер фотографии, и очень полезный материал! Спасибо) В мемориз!

werd1 February 6th, 2013
Виды изумительные и крышесносящие безумно завораживающие. "Облачное" море под ногами просто АХ.

Хотел проконсультироваться по одному небольшому вопросу. Услуги шерпа по переноске тяжёлых рюкзаков для фотографа-путешественника обязательны? Или же каждый сам определяет для себя, хватит ли ему сил иди под весом своего рюкзака и к тому же ещё ловить шЫдевр.

Читатели, также хотелось бы узнать и ваши мнения.

dima_chatrov February 6th, 2013
Конечно же каждый определяет для себя, никто не заставляет нанимать шерпа :)

?

Log in