mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Next Entry
4

Выбор фото-железа. Часть вторая. "Штативные головы и площадки"

Ну вот, у меня появилось окошко между бесконечными разъездами, а потому давайте опять поговорим о том, что помогает нам снимать хорошие кадры. Именно помогает. Да, кадр делает фотограф, но плохим инструментарием можно убить даже самую удачную съемочную сцену… Сегодня у нас вторая часть фото-железной статьи, посвященная штативным головам и крепежным площадкам.



В прошлый раз разговор шел о штативах, вернее о том, что принято называть "штативными ногами". Другой, не менее важный компонент устойчивой системы - это штативная голова и сопровождающая ее площадка. Казалось бы, бери самую тяжелую и основательную, да и фиг бы с ним - остальное приложится? На самом деле все не так однозначно. Выбрать "верхушку" системы подчас сложнее, чем ее нижнюю часть.


Крепление одного к другому

С этим все достаточно просто. Голова крепится к "ногам" при помощи винта на 1/4 или 3/8 дюйма. В этой области все стандартизировано и можно сказать, что 95% наших с вами штативных ног и голов совместимы между собой (оставшиеся 5% - это несъемные головы, которыми комплектуют самые дешевые пластиковые поделки; они есть зло и в данной статье не рассматриваются). Если в комплекте идет крепление на 1/4, производитель как правило дополняет его специальным переходником (штативной гайкой), где с одной стороны резьба большего размера, а с другой - меньшего.

Сегодня мы будем говорить о двух компонентах "верхушки": штативной голове и крепежной площадке, которой камера к этой голове присоединена. У "головы" две функции: изменение ориентации камеры в пространстве и фиксация всей конструкции, и чем жестче эта фиксация, тем меньше "шевеленки" ляжет на ваши флешки. Самые важные критерии для отбора, из которых мы будем исходить при анализе:

- тип головы (трехосная / 3D, шаровая, подвесная, рукоять, рельсовая). Речь пойдет о двух наиболее популярных - 3D и шаровых.
- количество поворотных сочленений;
- материал изготовления;
- надежность фиксаторов;
- скорость ре-позиционирования;
- возможность панорамирования (вращения вокруг собственной оси).

1. Трехосная (или 3D) голова

Грубо говоря, это вообще не фото-, а видео-решение. Именно при видеосъемке важен плавный переход между планами, а длинная ручка подходит для этого лучше всего. Идеальная фиксация видео-камере нужна меньше (оператор редко снимает статичные планы), в то время как 10-15 секунд экспонирования для фотографа - норма.



От такого конструктива у фотографа больше проблем, чем пользы. Огромное число сочленений быстро приводит к появлению люфтов, и все конструкция дрожит под камерой, хотя, вроде как, все винты зажаты. Проблемные области:

A - фиксатор вертикальной штанги, отвечающей за движение вверх-вниз. Очень быстро разбалтывается;
B - винт стабилизации по горизонтали. Создает люфт в силу примитивности зажима;
C - ручка стабилизации по вертикали. В закрученном положении призвана фиксировать камеру, но справляется с этим плохо;
D - винт отклонения по горизонтали. Закрутить его надежно способен только обладатель титула Mr. Стальные Пальцы, а уж выставить с его помощью горизонт по силам лишь настоящему буддисту…
E - слотовый зажим для площадки (о них чуть ниже). Не обеспечивает жесткой фиксации площадки. Дешевое и непрактичное решение.

Качество материала тоже оставляет желать лучшего. Обычно это какая-то композитная хрень, напоминающая пластик. Работать с такой головой настоящее мучение: сначала нужно перекрутить один винт, затем другой, потом выправить горизонт третьим, затем вернуться ко второму-первому-и-так-далее…

2. Шаровая голова

Этот тип конструкции представляет собой металлический "стакан" с шаровым шарниром внутри и несколькими ручками для регулировки (методы фиксации шара мы рассматривать не будем). Основные плюсы: 1) удобство работы 2) быстрота позиционирования 3) малый размер конструкции. Вот пример базовой головы от Gitzо с двумя точками фиксации: 1) шара и 2) положения при горизонтальной проводке. Более дорогие (и более предпочтительные) решения комплектуются 3) регулятором усилия сдвига шара. При выборе важно помнить, что размер имеет значение чем больше диаметр внутреннего шара, тем точнее позиционирование камеры.



Как говорит мой друг Лаптев - "свет не купишь". Во время съемки счет часто идет на секунды, и вы просто не можете себе позволить бессмысленную возню со штативом. Из опыта многолетней работы с группами скажу, что обладатели трехосных голов выстраивают кадр в несколько раз дольше владельцев шаровых.

Вердикт: забудьте про трехосный кошмар. Все дальнейшие примеры в этой статье базируются на "шаровом" типе.

Выбор штативной площадки

Быстросъемная площадка - важнейший элемент крепежной системы. Система Quick Release позволяет моментально высвободить камеру из лап штатива и быстро вернуть ее обратно. Идеальная площадка должна плотно прилегать к корпусу камеры, не проворачиваться и жестко фиксироваться в штативной голове, не требуя для этого дополнительных усилий. На сегодня используются два типа зажимов:

1. С открытым каналом на базе рельсового стандарта Arca-Swiss. В этом случае площадка задвигается в паз и намертво зажимается по всей длине рельса. Выполняется из твердых сплавов (как правило на основе анодированного алюминия). Arca-Swiss - это открытый международный стандарт для профессиональной техники, и если вы только строите свою систему, то настоятельно рекомендую остановиться на нем.



2. Целое семейство слотовых зажимов. Cамый распространенный вариант для любительского сегмента рынка. Площадка вставляется в специальный разъем и фиксируется кулачковым фиксатором, прижимающим ее в одной точке. Этих "слотовых" воплощений существует великое множество. Самый известный тип такой площадки - 200PL-14 от Manfrotto, размером в 3/4". Большинство бюджетных решений комплектуются подобными "квадратиками".



Отличительная особенность плохих слотовых зажимов - шапка винта, закручиваемая при помощи монетки или "ушко" винта, выполненное в форме скобы из толстой проволоки. Такая площадка плохо держится в гнезде, время от времени "плывет" и отвинчивается. Избегайте слотовых зажимов, если в съемке вам важен результат, а не процесс.



A - кулачок-фиксатор, который только делает вид, что фиксирует площадку;
B - площадка, которая имеет свойство постепенно разбалтываться (особенно при съемке вертикальных кадров) и трепать нервы владельца;
C - Злой Винт с ушком, про который писалось чуть выше…

Оптимальная голова

Ну, ладно. Всех обругал. Какие элементы должны быть в хорошей шаровой голове?

1. Регулятор горизонтального сдвига. Возможность вращения камеры вокруг своей оси - штука просто незаменимая при съемке панорам.
2. Регулятор усилия сдвига шара. Он задает мягкость и плавность позиционирования;
3. Легкость и скорость в управлении;
3. Отсутствие проседания камеры после фиксации. В паспорте изделия прописан максимальный вес нагрузки, при покупке исходите из той техники, которой вы работаете.
4. Пузырьковый уровень (опционально). Я при работе его не использую (предпочитаю видоискатель), но многие коллеги мне возразят.

Какой бренд выбрать - решайте сами. Gitzo, Manfrotto, Kirk, Benro - на рынке их великое множество. Но если вы хотите иметь идеальные железные компоненты - берите продукцию фирмы Really Right Stuff. Это лучшее, что существует сегодня на мировом рынке (специально для параноиков: этот пост не проплачен). К сожалению, в России их продукцию купить нельзя. Да и вообще, в мире только два места официальной продажи: на сайте производителя и в Нью-Йоркском фото-монстре B&H. На сегодня у меня в рабочем арсенале две головы их производства: RRS BH-40 и RRS BH-25. Планирую брать RRS BH-55 (на заглавном кадре статьи) - это просто произведение искусства! На снимке ниже RRS BH-30 LR.



Штативная площадка типа L-Plate

С обычной площадкой все более-менее понятно: закрепил внизу камеры и ждешь фото-счастья. Ситуация усложняется, если вы снимаете вертикальные кадры. В таком случае камера повернута на 90 градусов и площадка расположена уже сбоку, центр тяжести меняется, вся нагрузка сосредоточена на точке крепления к тушке и та начинает "клевать носом". Хуже нет, чем привезти из поездки мазаные кадры! Решение есть и называется L-Plate. Я не знаю, кто эту штуку изначально придумал, но дай бог ему здоровья и мужа хорошего. Под каждую камеру она своя, под Nikon D4 (версия от Really Right Stuff) выглядит вот так:



L-Plate - это скоба из анодированного алюминия с двумя штативными креплениями (А и B). L-Plate намертво прикручивается к камере шестигранником и буквально вгрызается в ее основание. Работа же с ней проста до идиотизма: захотел сделать вертикальный кадр - переставил камеру другим креплением Иметь в арсенале обязательно!

Ну и напоследок мой личный опыт работы с Manfrotto

Продукция компании - неплохой вариант по соотношению цена / качество как для новичков, так и для продвинутых любителей. У меня было три Манфроттовских головы:

1. Шаровая 054 серии с 3/4" площадкой. Неплохой вариант для новичка. Легкая, компактная, относительно недорогая. Минусы: все та же площадка на 3/4", убивающая все живое выдающая дополнительную шевеленку. Кроме того, малый диаметр внутреннего шара существенно снижает точность позиционирования при установке съемочного ракурса. Работа с телевиком на 70-200 повышает дрожание конструкции.

2. Джойстиковая 222 серии с 3/4" площадкой. Решение для суровых фотографов. Голова выполнена в виде пилотной ручки истребителя с гашеткой, отвечающей за позиционирование конструкции. После часа работы понимаешь, что купил эспандер. Те, кто не положил этот мазохизм на полку в течение первой недели, способны пальцами гнуть пятаки… А если серьезно, регулятор силы затягивания очень быстро перестал что-либо регулировать (там явно залита какая-то низкокачественная, собирающая пыль смазка), а про площадку на 3/4" уже говорилось выше.

3. Профессиональная шаровая 468 серии с площадкой RC4. Топовое решение от наших итальянских друзей со слотовой площадкой RC4. Мечта тяжеловеса. Зловещие 1.2 кг железа отрезвляют очень быстро. Но это ладно, лишнее железо в рюкзаке можно потерпеть. Внутри головы живет тефлоновый шар, покрытый густой смазкой. В январе 2008 года, во время съемок при сорокаградусных морозах в центральной Канаде, эта смазка изменила свои свойства; винты перестали фиксировать шар и вся конструкция бякнулась объективом вниз. В тепле система "ожила", но осадочек остался. Засада открылась там, где ее никто не ждал. За фиксацию шара отвечает винт, промаркированный производителем как R468.20 (никогда эту маркировку не забуду!). Обычный такой винт с шагом резьбы в 1.5 мм и резиновым набалдашником для удобства работы. Так вот, в силу непродуманности конструкции, он имеет свойство выкручиваться и теряться. Первый раз эта неприятность случилась на Аннапурна-треке в Непале. Прихожу на рассветную съемку, расставляюсь - винта нет, а без него голова не держится. Все перерыл - не нашел. Сказать, что я ругался - не сказать ничего. Подбор похожего винта ничего не дал: производитель уменьшил угол наклона резьбы к оси так, что ни один из найденных аналогов не подходил. Фиг с ним - заказал я новый винт из Италии - 73$ + доставка. Через три месяца он тоже исчез, хотя пару раз я таки подхватывал его на последнем обороте! Третьего винта дожидаться не стал - положил 468-ю голову на полку и больше к ней не прикасался…

Упреждая вопрос: перепост со ссылкой на оригинал приветствуется. А чем работаете вы? Мне интересен опыт аудитории в борьбе с шевеленкой :)


Программа мастер-классов | Официальный сайт | Фейсбук | Твиттер | 500 px | Инстаграм | Клуб путешественной фотографии Фотопланета

promo dima_chatrov january 1, 2005 00:00 14
Buy for 1 000 tokens
Идет набор групп в Непал, Италию, Грузию, Канаду. От виноградников и теплого моря до заснеженных гор! Желающие присоединиться, пишите мне в skype (dimachatrov) либо на dchatrov@gmail.com

sten910 August 13th, 2012
Gitzo GT1541T&RRS BH-40LR

virvit August 13th, 2012
Я второй год пытаюсь выбрать правильную систему. Пусть даже дорогую. И не могу. Цель - снимать пейзажи в поездках. Сейчас есть Gitzo GT2932EX + Manfrotto 4* голова. В текущей не устраивает вес. Обычно использую Mark 5 II + ручка + (17+40) или 70-200 2.8 (тяжелый, гад). При весе рюкзака в 20 кг, таскать штатив становится невыносимо.

И все не могу найти статью, где бы автор расписал оптимальные решения по ценовым диапазонам. Я готов отдать 1.5 тыс уе за систему, но знать бы какую! Просто так такие вещи не найти в наличии, чтобы пощупать, к сожалению.

В любом случае спасибо за ваш труд.

dima_chatrov August 13th, 2012
Штатив Gitzo + голова RRS BH-55.

m_kalavera August 13th, 2012
Спасибо, Дима! Очень полезно! Знакомо чувство, когда на морозе голова начинает вести себя иначе, нежели в тепле! Тогда я и решил ее сменить, но до сих пор так этого и не сделал потому, что не могу понять как бы мне заранее узнать как же новая голова поведет себя в экстремальных условиях :) Собираю опыт других и твоя статья очень будет в помощь! :) Ищу, как и большинство, оптимальный вариант и по цене и по качеству и по весу :) Есть такой? :)))

dima_chatrov August 13th, 2012
Есть и я тебе его только что изложил :)

sergey_ershov August 13th, 2012
Спасибо, очень полезно и доступно

cherch55 August 13th, 2012
На морозе и ноги,вернее,их замки,неадекватно себя ведут (сорок минуса у нас норма),обезжириваю обычным керосином
Хорошая статья,спасибо !

m_tyan August 13th, 2012
Спасибо за интересные посты про ноги и голову.
Я любитель и снимаю когда время есть.
Штатив мой меня полностью устраивает:
manfrotto 055CXPro3 + 498RC2
мой D90 + 70-300VR держит, хотя на дальнем конце (300мм) маленько дрожит, но не критично.

petrochenko August 13th, 2012
Проапгрейдился в прошлом году до RRS и наступило счастье, действительно пока не купишь не поймёшь все прелести.

zarajsky August 13th, 2012
Манфрото. Штатив 055 про и голова 410я.
Голова достаточно удобная потому что позволяет не крутить долго ручки а перекидывать все одним движением на большие углы.
Насчет веса всегда говорю (покачивая данной конструкцией в руке) "А че! Кабана на скаку остановит!" :)))

lateonomen August 13th, 2012
Я "суровый фотограф" ;)
Manfrotto's 222 пользуюсь уже много лет и весьма доволен.
Более того, я "нарвался" с ним на те же самые проблемы которые ты тут описал, так что есть что дополнить.

- эспандер - таки да! но это и хорошо с точки зрения дополнительной физ. подготовки (без шуток). Люблю многофункциональные вещи ;) На любителя, конечно, но вообще зажим можно ослабить.

- регулятор силы затягивания - тоже сорвался и перестал нормально фиксировать (ручка просто медленно "плывет" не удерживая вес камеры).
При первой починке я мудро заручился помощью отца...собирали джойстик после чистки и пересыпки около часа всемя четырьмя руками.
Второй раз, уже зная внутренне устройство, справился сам.
Вердикт - джойстику необходима довольно редкая профилактика со вскрытием, плюс не забывать подтягивать маленький скрытый болтик в ручке, который создает часть давления на шар.
При этом "мягкая" затяжка работает скорее плохо, так что я работаю с ним на ориентировочно 80% жесткости (где 100% - вообще не двигается).

- площадка 3/4" - родная, которая шла в комплекте нареканий не вызывала. Потом докупил в Vi....k-e дополнительную, на телевик - вот она как раз из серии той дряни которая ползет во все стороны и ничего не держит.
При том, что у второй более удачный дизайн, со вторым стопором для объектива.
Сейчас есть новые модификации площадки, направленные на более плотный контакт между камерой и ручкой. Я их еще не пробовал, но отзывы хорошие.


При соотношении качества и цены с шаровой головой, этот джойстик похоже выигрывает. Или я до сих пор не видел $100-$150 шаровой головы, способной комфортно выдержать 2.5кг моего железа.

Edited at 2012-08-13 04:21 am (UTC)

dima_chatrov August 13th, 2012
BH-25 стоит 180$ - ношу ее с собой в горы, когда лишний вес критичен :)

livejournal August 13th, 2012
Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

barbacat August 13th, 2012
RRS BH-55 ;)
Ноги - Gitzo GT1541T

awo_onyshchenko August 13th, 2012
"... берите продукцию фирмы Really Right Stuff. Это лучшее, что существует сегодня на мировом рынке ..."

Каталог - 2012 продукции RRS здесь.

"... Сказать, что я ругался - не сказать ничего."

Хотелось бы, при случае, послушать.
Повторишь?

Edited at 2012-08-13 04:57 am (UTC)

dima_chatrov August 13th, 2012
Злой ты, Саша :)

i22gor August 13th, 2012
Тут надо добавить, кто и что снимает.
Меня например шаровые выбешивают, потому как снимаю в основном портреты и регулировать надо по большому счету только одну ось (С) на первой картинке. С шаром же, каждый раз сбивается весь кадр, так, что моё предпочтение - 3D голова.
Лет шесть и в хвост и в гриву пользую фальконовский НТ-1500, да он тяжеловат, но это реально "штатив" на котором ничего никуда не плывёт и не дрожит с любым объективом и даже прикрученной вспышкой.
Выглядит это кетайское чудо вот так :

Весу имеет 4.2 кг. Площадки в комплекте 2 шт, как привинтил к аппарату раз, так и забыл.
Есть ещё такой момент, как кто относиться к технике...


Edited at 2012-08-13 05:02 am (UTC)

dima_chatrov August 13th, 2012
Да уж, действительно чудо...

maximtukalo August 13th, 2012
Здравствуйте!
Если есть возможность- пожалуйста посоветуйте недорогую голову для видеосъемки с плавным панарамированием на манфротто.
Заранее признателен.

dima_chatrov August 13th, 2012
Я в театре работаю с Manfrotto 501HDV - не идеал, но очень хорошая.

dementievskiy August 13th, 2012
самая лучшая шаровая голова делалась одним нашим умельцем. к сожалению я фамилию забыл. после смерти этого человека, головы ещё какое то время продавались и вскоре исчезли. Я видел оригинал и могу сказать что ничего лучше ещё не было сделано...

Попробую найти инфу.

lonelyhome August 13th, 2012
Беседин?

neuda4nik August 13th, 2012
вижу явное противоречие в статье

с одной стороны
> Во время съемки счет часто идет на секунды, и вы просто не можете себе позволить бессмысленную возню со штативом.
а с другой стороны
> L-Plate - это скоба из анодированного алюминия с двумя штативными креплениями (А и B). L-Plate намертво прикручивается к камере шестигранником и буквально вгрызается в ее основание.
Работа же с ней проста до идиотизма: захотел сделать вертикальный кадр - переставил камеру другим креплением Иметь в арсенале обязательно!

сколько времени уходит на снятие одной площадки и установку другой?
а в неидеальных погодных условиях? и какой выход?

сам использую Manfrotto 460Mg http://foto.ru/manfrotto_460mg.html
разумный компромис нмв, не идеальна, но вполне себе вариант.

dima_chatrov August 13th, 2012
Никакого противоречия. Смена положения занимает 2-3 секунды.

behtypa August 13th, 2012
Как альтернатива дорогим Manfrotto и Gitzo, есть такой вариант.

http://www.amazon.com/gp/product/B003SQEAY0/ref=oh_details_o00_s00_i00

Купил, пока доволен.

i22gor August 13th, 2012
Насколько понимаю, это FalconEyes, у самого почти такой же. (см выше).
Если убрать пафос и отвлечься от брендов, то вполне качественная и надёжная вещь.
Слегка тяжеловата, но в некоторых случаях это плюс.

platon_jf August 13th, 2012
Планирую брать RRS BH-55.....
юзаю уже больше года. Она тяжелая. В последнюю поездку с собой брал RRS BH-40. Намного легче.
Бюджет действительно серьезный и смена аппарата тянет за собой еще и смену L платы ( под Mark III я тупо отпилил часть).

Если снимаешь панорамы - хорошая штука РОТАТОР. http://www.nodalninja.com/products/rotators/34/ Но в походы такое таскать - жесть.
RRS действительно заслуживает уважения. Но! В B&H фото не всегда бывает то, что нужно. Лучше через сайт с доставкой в Россию.
Полный комплект головы RRS , платы, горизонтальной и вертикальной планки + ротатор составляет примерно 48 тыс рублей.

lichtgesta1t August 13th, 2012
Прошу совета - мне нужно, чтобы голова выдерживала 5DmkIII + 85\1.2L (самая тяжелая из имеющихся комбинаций тушка+объектив). Про BH-40 написано, что она рассчитана на 8 кг, т.е. должна с 4х запасом выдерживать. Но пишут всякое, а хотелось бы узнать мнение юзавшего эту голову на практике.

q_w_z August 13th, 2012
Induro C314 (+ Triopo, китайский клон гитцы, номер не помню) + Markins M10
(камеры от а900 с фиксами до 4х5 легкой)

голову рекомендую, ноги эти Индуро только для узкаря, буду менять.

cpmaker August 13th, 2012


имею такую голову, но ВОПРОС! где ее можно в москве починить? она вдруг стала еле-еле вращаться

cpmaker August 13th, 2012
g1278m gitzo в москве можно починить где-нибудь?

pat146 September 11th, 2012
Приветствую! :) Сейчас тоже озаботился поиском сервиса - нога люфтит. Удалось ли что-нибудь найти?

dmizo August 13th, 2012
Эх, знать бы полгода назад про рельсовый стандарт... Спасибо, учту на будущее :)

podakuni August 13th, 2012
Дима, а можно две части объединить в одну и размесить в fujifilmru? Какие условия такого действия? =: )

Вообще, я хочу там сделать полезную площадку, куда собрать вменяемых и интересных авторов по фотоделу. Тебя, разумеется, я бы там хотел видеть. Если интересно, то давай обсудим подробности и условия: podakuni@yandex.ru

dima_chatrov August 13th, 2012
Ответил в личку - ну да ты видел :)

_deniska August 13th, 2012
Лучше поздно, чем никогда ;)

Спасибо!

dima_chatrov August 13th, 2012
Быстрее не получается, увы.

?

Log in