mnu

Только выйдя из дому, понимаешь, насколько огромен мир


Previous Entry Share Next Entry
4

Выбор фото-железа. Часть первая. "Штатив"

Мне постоянно задают вопросы по фото-железу. Будучи по натуре достаточно ленивым человеком, я решил свести наработки воедино, чтобы потом просто давать ссылку на статью. Итак, штатив. Их огромное множество - от маленьких "крабиков" с узловатыми ножками, цепляющихся за всякие перила и прочие непотребные поверхности, до внушительных монстров, малоподъемных, словно снаряд в спортзале. Как во всем этом ориентироваться?



Давайте пойдем с самого начала (наливая себе из графина кофе). Для чего изначально предназначен штатив? Во-первых, для стабилизации вашей камеры в условиях, когда не получается удержать ее в руках без потери качества кадра. Имеется в виду "шевеленка" - смазывание кадра от дрожания в момент съемки. Во-вторых, для скорости съемки тяжелым оборудованием. Ну, например, снимаете вы спортивный матч или спектакль. Поди-ка, подержи 3+ кг связку на руках в течение пары часов, да еще когда сцены стремительно меняются.

Выскажу основную мысль: если вы используете штатив, то он должен быть хорошим! Нет ничего хуже, чем перелететь через полземного шара, неделю охотиться за тем самым кадром / ракурсом / светом, сделать щелчок - и привезти домой "шевеленый" кадр... -- А-а-а-а! - головой нужно не биться о стену, а думать.

Что отличает хороший штатив? Раздельные (подчеркиваю - раздельные) "ноги" и "голова". Если голова несъемная, то это скорее всего не штатив, а какой-то китайский отстой, который вам пытаются впарить в довесок к только что купленной вами камере. Обычно продавцы добавляют в такой комплект еще UV-фильтр и ватные диски для протирки оптики.

Штативы делятся между собой:

1. По форме

- штативные "ноги" и "голова". Будем рассматривать этот вариант как базовый. Именно такая связка помогает стабилизировать камеру.
- пауки и всяческие цеплялки. Первый раз я их увидел года четыре назад. Идеально подходят для компактных беззеркалок и "мыльничек" в тех ситуациях, когда камеру нужно зацепить хоть за что-то. Их отличают малый вес и (сгибание) по всем степеням свободы. Используются как правило для групповых автопортретов.

2. По материалу изготовления / весу

- дюраль. У-у, через этот ночной кошмар проходит подавляющее большинство новичков! Если продавец впаривает вам дюралиевые полые трубки - посылайте его сразу далеко и жестко. Самый дешевый вариант, как правило с хлипкими пластиковыми защелками и несъемной головой, которая к тому же еще и очень плохо управляема. И конечно же лидером в этой номинации является... барабанный бой... штативы фирмы Slick. Моя "любимая" модель SLIK U-5500. Это аццкий ад, за который производителю нужно засовывать этот Slick прямо в жопу ... но не будем об этом.

- алюминий. "Классический" вариант исполнения штатива. Плюсы: устойчив, надежен. Минусы: тяжелый, собака. У меня второй (запасной) штатив - трехколенный Manfrotto 055-серии. В 2007 году таскал его в течение нескольких месяцев, перекинув через плечо, в итоге "трапецию" надорвал. Но неубиваемый - до сих пор служит. Рекомендую.

- карбон. Это легкий и прочный материал на основе углеродистого волокна; переплетение графита и резины, залитое эпоксидной смолой. Сейчас едва ли не каждый производитель держит в своем арсенале штативы на карбоновой основе. Плюсы: легкий и прочный материал. Минусы: дорогой, зараза! До недавнего времени при изготовлении ножек стандартной считалась четырехкратная оплетка. У моего Gitzo 2540 она шестикратная, а сейчас производители предлагают уже восьмикратную. Разница - в малых вибрациях на сильном ветру и, как следствие, в уменьшении дрожания картинки.

3. По типу креплений

- защелки. Пластиковые или железные. Крепления на любителя. У моего Manfrotto во время перевозки отбилось ушко, теперь чтобы зафиксировать колено, приходится сдирать пальцы.
- фиксирующее кольцо с резьбой. Тип крепления в штативах Gitzo. Не требует излишних усилий для фиксации. Удобно, нравится.

4. По количеству телескопических колен

Чем больше у штатива колен, тем длиннее у нее ноги компактнее он будет в сложенном состоянии. Это важно, если вы, например, перевозите его только в ручной клади. Минусы: лишнее колено - это потенциальная опасность для "дребезга" на ветру. Стандартным считаются три колена. Достаточно распространены модели на четыре, а пару раз видел даже на пять колен. Исходите из соображений целесообразности, и если берете 4-5 колен - ориентируйтесь на проверенного производителя.

5. По конструкции штанги

Стандартный вариант - выдвигаемая по вертикали штанга, что позволяет поднять точку съемки. Я не очень люблю выдвигать центральную штангу. На моей практике это только понижает устойчивость всей конструкции. Существуют модели с горизонтальной штангой, что важно, например, для любителей макро съемки.

6. По степени разборности

Штатив должен служить годами, а потому у хорошего должна быть возможность полностью разобрать и прочистить ему мозг все составляющие. Мой штатив можно превратить в мешок деталек Lego, а потом просто собрать заново. Пару раз так и приходилось делать, например, после съемок на Мертвом море (когда ножки погружаются в концентрированный соляной раствор) или в Тибете (там песок скрипит не только на зубах).

7. По наличию дополнительных аксессуаров

- утяжеляющий ножки поддон для груза или крючок на вертикальной штанге. На той крючок можно повесить фото-рюкзак, что делает связку более устойчивой.
- ключ-многогранник для подтяжки разболтавшихся сочленений.
- резиновые "башмачки" на ножки. Используется для стабилизации штатива на скользких поверхностях. В 2008 году у моего Gitzo отвинтился один такой, а я и не заметил как. Случилось это в глухой Непальской деревне в горах Gorkha; в местах, где белых не видят годами. Я спохватился только на утро, но еще вечером суеверная старуха, у которой мы ночевали, сожгла Подозрительную Черную Хрень (ПЧХ) в печи. Мне остался лишь обгорелый винт. Так и хромает штатив на одну ногу. За три года пластиковая основа стерлась, а новых ПЧХ в продаже не найти. Фигово.

8. Основным цифровым параметрам

- Максимальная полезная нагрузка. В модельном подряду любой серьезной фирмы-производителя существуют 3-4 визуально одинаковых штатива, различающихся лишь масштабом и "мощью". Суммарный вес вашей камеры и самого тяжелого из ваших объективов будет той цифрой, которой нужно руководствоваться при выборе;
- высота полностью разложенного штатива (в см). Кому-то за глаза полтора метра, а кто-то хочет иметь возможность работы со стремянки...
- собственный вес штатива без головы. Если вы хрупкая девушка, забудьте про алюминий и ориентируйтесь на силикон карбон.

Какова стоимость всего этого безобразия?

Очень важный момент. Скажи мне кто-нибудь году так в 2004, что за связку штатив-голова придется выкладывать сумму, равную половине стоимости камеры - я бы просто покрутил пальцем у виска. Но я по натуре максималист. Вовсе не обязательно тратить на железо целое состояние, можно найти достаточно бюджетные решения, но от того не худшие. Смотрите на соотношение цена/качество.

Какие фирмы выбрать

1. Gitzo. Бескомпромиссный вариант. Полная линейка на любой вкус и пухлый кошелек. Я использую так называемую "горную" серию - облегченные карбоновые модели, очень легкие и крепкие. У меня модель 2540 (старый модельный ряд, но не по фиг ли?). Плюсы: качество, надежность, понты (или это у нас минусы?). Минусы: ну о-очень дорогой!

2. Manfrotto. Проверенная и заслуженная фирма. Чуть меньше понтов, но качество ничуть не хуже. Та же линейка на любой вкус. Алюминий и карбон.

3. Benro. Отличный вариант. Относительно невысокая стоимость (те же карбоновые решения много дешевле аналогичных от Gitzo). Из моих знакомых никто не жаловался.

4. Прочие производители. На сегодня их полная песочница - китайских поделок, выходящих под собственными марками. Ориентируйтесь на те параметры, о которых было сказано выше. Только остерегайтесь всяких Munfroto и Gyttza; закос под корявое написание известных брендов - это явный признак отстоя полного отстоя.

И хороших вам кадров! :)

P. S. Готовлю вторую часть по штативным головам и контактным площадкам. А с каким штативом работаете вы?

План поездок на 2012 год живет здесь | Клуб путешественной фотографии Фотопланета

promo dima_chatrov january 1, 2005 00:00 14
Buy for 1 000 tokens
Заканчиваем набор на Байкал и в Намибию на начало 2017 года... Желающие присоединиться, пишите мне в skype (dimachatrov) либо на dchatrov@gmail.com

sergalmighty February 9th, 2012
Manfrotto 055 Pro B

vladsv February 9th, 2012
та же песня. :)

bumanat February 9th, 2012
С каким дядя Дима сказал, с таким и работаем! Gitzo само собой)

aledr February 9th, 2012
Дим, обнаружил прекрасные штативы от Sirui. На ощупь - примерно как Гитцо. Даже звук, когда его открываешь - похож! Правда, немного уступает Benro в плане компактности. Если бы не покупка Benro - я бы возможно на Sirui бы и остановился.

Кстати, сейчас еще наметилась тенденция, когда у штатива можно открутить одну ногу и он превратится в монопод:)

Gitzo вне конкуренции.

Edited at 2012-02-09 10:46 am (UTC)

dima_chatrov February 9th, 2012
Сируи? Как-то неблагозвучно на слух :) Ни разу не встречал, если честно.

vyastrebov February 9th, 2012
Спасибо, беру на заметку

alexhitrov February 9th, 2012
У меня какой то наитяжелейший RECAM RT-S44...
Ох и надрываюсь я с ним...

alexhitrov February 9th, 2012
Спасибо за статью, кстати :-) Надобно обновлять штатив :-)

russkiy February 9th, 2012
Дим, есть ещё критерий по выбору штативов - по демпфированию микроколебаний на длинных выдержках, алюминиевые в этом плане не супер, мой манфроттно по-крайней мере. Композит или карбон это да.

dima_chatrov February 9th, 2012
Ну, да. Карбон хорошо гасит вертикальные колебания от всяких шагов и прочих "левых" шумов.

maria_gorbatova February 9th, 2012
Gitzo 2542L

dima_chatrov February 9th, 2012
Ага, у тебя та же модель, что у меня, только обновленная :)

keeemon February 9th, 2012
Спасибо! Я чуть чуть опередил статью.
Взял Benro C268 + BH-2 шаровую голову. D700+24-70 держит как влитой. По весу, конечно, не пушинка, но 1.5 килограмма за солидный штатив, считаю неплохо.

ch_romeo February 9th, 2012
Really Right Stuff- а такой каллор?)

dima_chatrov February 9th, 2012
Они только начали выпускать штативы. Нужно смотреть. Думаю, будет отлично как и все, что они делают.

rover77 February 9th, 2012
Benro A-1691EX/B-0



Очень удобно, что его легко можно превратить в монопод

sui_bpm February 9th, 2012
У меня такой, мне не очень нравится...

kittyt February 9th, 2012
Димк, спасибо! Весьма полезно. А что-нибудь подобное про одежду в горы, трек? В любое место, гиде не будет все время тепло. Про технику ты вроде писал, где-то я читала уже

dima_chatrov February 9th, 2012
Сделаю, да. До всего просто руки не доходят.

nkorolev February 9th, 2012
Очень толково и полезно, спасибо!
У меня SLIK PRO

galya_kuz February 24th, 2012
Тоже. У нас их два (на двоих) - 813 (для тяжелого Пентакса 67) и 814 (для полегче Кэнона). Всем устраивает.

elenabass February 9th, 2012
отличная статья - спасибо!

talexon February 9th, 2012
benro c-068.
в непал решил купить самый легкий, вот теперь опасаюсь не унесет ли его там нафиг. :)

dima_chatrov February 9th, 2012
Унесут - ну, разве что шерпы :)

andy_str February 9th, 2012
DÖRR A2

smirnov_aleksey February 9th, 2012
BENRO A-168/B-0 c площадкой PU-50

klimovs_travels February 9th, 2012
Спасибо. Крайне полезно и своевременно для меня :)

kovsa February 9th, 2012
Manfrotto 055-xprob + бошка Manfrotto 498RC4

goga_gansky February 9th, 2012
У мну Giotto. Защелки сцуко неудобные, ты прав - пару раз прищемлял кожу на пальце, а после индийской жести закатной съемки забившийся в них песок толком не вычищаеццо

goga_gansky February 9th, 2012
Кстати... а про такое http://ozoom.ru/catalog/?lang=rus&tab=accessories&s_id=2965 пару слов скажешь за/против? Если не в лом и время есть

anvell February 9th, 2012
У меня тут приятель обнаружил в интернетах какие то корейские HorusBennu. Карбоновый с головой купил чуть больше 200$.
Вроде как доволен этой хорсубеной.. я вот подумываю такой же прикупить.. А пока штатив мой штативом называть явно не стоит :)))
недоразумение за 600 р., хотя всеж лучше чем ничего.. :)

johndegree February 9th, 2012
пользую Gitzo reporter какой-то-там-номер, тяжеловат но устоцчив как скала.
Народ еще рекомендует 3 legged thing, они жутко маньячные в плане универсальности.

yura13k February 9th, 2012
И много таких частей будет? Очень интересно и полезно!

dima_chatrov February 9th, 2012
Посмотрим. Как сил и времени хватит :)

ex_petrpopo February 9th, 2012
да ладно, "неубиваемый". я 055 сломал)

ex_petrpopo February 9th, 2012
а использую теперь - gitzo 2541

lesnoybrodyaga February 9th, 2012
а может кто сказать о штативах "Davis and Sanford", "Fancier" и "Hama"?

они тоже относятся к №4 "Прочие производители@? как я понимаю?

В нашей глуши выбирать не из чего. Единственный, от приличной фирмы, то получается только Benro T-880EX 1460мм. за 1600р.

wasillew February 9th, 2012
Fancier - китайцы, причем уж лучше возьмите Бенро. Fancier штативами занимаются постольку поскольку - очень уж многопрофильные.
Hama - просто имя для всякого китайского барахла со всего мира. Насколько знаю в России в своё время была популярной маркой, потом ушла почти с концами. Сейчас снова приходят, но когда последний раз смотрел на их ассортимент - дешевые вещи по дорогой цене. По штативам не скажу, но полагаю политика одна для всего ассортимента.

?

Log in